Министры иностранных дел стран НАТО встречаются в Брюсселе, чтобы обсудить все более напряженные отношения с Россией. Эта напряженность уже привела к тому, что американские военные вернулись на авиабазу в Исландии, которую покинули более 10 лет назад.
Капитан 1 ранга Йон Гуднасон, командир исландской авиабазы Кефлавик в течение последних тридцати лет, усмехнулся, вспоминая короткий телефонный звонок от официальных представителей США в мае 2014 года. Они сообщили ему, что хотели бы вернуть на базу часть персонала, который покинул ее восемью годами ранее.
«Они сказали «можем ли мы приехать завтра?», – сказал он в интервью корреспонденту «Немецкой волны» в своем кабинете на базе. Гуднасон сказал, что он не задавал никаких вопросов, а просто начал готовиться. «Мы привыкли к подобным вещам, – пожал он плечами. – Именно для этого мы здесь и находимся». Американцы позже объяснили, что Вашингтон хочет возобновить наблюдение за подводными лодками в связи со всплеском подводной активности России. Они также сказали, что план будет формализован в рамках двустороннего межправительственного соглашения в 2016 году».
Четыре года спустя после этого телефонного звонка, авиабаза Кефлавик не является – и, как утверждает исландское правительство, никогда не будет – крупной военной базой, какой она была в годы холодной войны. В те годы американская военно-морская база, оборудованная мощными ресурсами, с персоналом численностью около 3 тысяч человек, считалась критически важным объектом для наблюдения за русскими. Эти военнослужащие покинули базу в 2006 году, более чем через 50 лет после того, как США впервые установили свое присутствие в Кефлавик, поскольку деятельность российских подводных лодок резко снизилась, и подводная охота, главная задача объекта, утратила, по мнению командования, свою актуальность.
Однако, времена изменились, и стратегическое значение Исландии вновь возросло. Выделение Конгрессом США в прошлом году 14,4 миллионов долларов для модернизации ангара и других объектов на базе Кефлавик, иллюстрирует то, насколько Вашингтон обеспокоен отсутствием потенциала наблюдения на Крайнем Севере.
«Мы все знаем, почему это происходит, – сказал министр иностранных дел Исландии Гудлаугур Тордарсон. – Мы видели активность российских военных, которой не наблюдалось уже в течение многих лет. Все это нам хорошо знакомо. Похоже, это снова становится актуальным».
Тордарсон объяснил, что в 2014 году США использовали исландскую базу для наблюдения за подводными лодками на протяжении 14 дней, а в 2017 году она была задействована уже в течение 150 дней.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подтвердил, что НАТО фиксирует резкий рост активности подводных лодок в Арктике. По его мнению, такого напряженного движения в этих водах не было со времен окончания холодной войны. «В то же время я считаю очень важным не допустить роста напряженности на Крайнем Севере, – сказал Столтенберг в начале апреля в своем выступлении в Лейденском университете. – Это отвечает как нашим интересам, так и интересам России».
Угроза со стороны России – одна из причин того, что НАТО создает новое «Атлантическое командование» для обеспечения надежной координации действий. Существуют опасения, что критически важные глубоководные кабели коммуникационных линий могут быть повреждены или выведены из строя. Поэтому восстановление противолодочного потенциала НАТО является одним из главных приоритетов.
Новые денежные средства, выделенные США, будут использованы для ремонта одного из военных ангаров на авиабазе для размещения самолетов P8, более мощных, чем прежние P3, которые использовались несколько десятилетий назад.
Несмотря на географическую изолированность Исландии и отсутствие вооруженных сил, Гуднасон говорит, что не боится, что возвращение американских разведывательных самолетов и российских подводных лодок, которые они отслеживают, означает, что остров вновь находится в центре военного противостояния. «Я не думаю, что мы в опасности. Речь не идет об опасной ситуации. Это вопрос ситуационной осведомленности, то есть знания того, «что делает сосед».
Магнус Норденманн, директор инициативы Трансатлантической безопасности при Атлантическом Совете, изучает эту сферу для своей книги о роли Северной Атлантики в новой архитектуре европейской безопасности. И Норденманн не столь оптимистичен в отношении нынешних событий.
«Сегодняшний российский военно-морской флот – это не прежний советский флот. У России гораздо меньше кораблей и подводных лодок, – сказал он. – Но с другой стороны, он гораздо более современный и обладает гораздо более квалифицированным персоналом, чем в годы холодной войны. В том числе речь идет и о возможностях запуска крылатых ракет, что они неоднократно демонстрировали у берегов Сирии».
Он объяснил, что ранее такими возможностями обладали только Соединенные Штаты и Британия. Но сейчас Россия вполне овладела этим оружием, поэтому одной из ключевых проблем, связанных с возрождающимся российским подводным флотом, является способность российских субмарин запускать крылатые ракеты дальнего действия по целям в Северной Европе.
Известный исландский антивоенный активист и неоднократный соперник президента на выборах Тор Магнуссон обеспокоен по другим причинам. Он опасается, что присутствие США в Кефлавике является предвестником военной эскалации с Россией. Магнуссон, который основал гуманитарную организацию «Мир-2000», считает, что его соотечественники-исландцы чувствуют то же самое. Он обвиняет исландское правительство в сокрытии планов наращивания военного присутствия США. Кроме того, Магнуссон опасается, что наличие американских военнослужащих сделает Исландию военной целью, если разразится вооруженный конфликт между США и Россией.
«Это просто абсурд», – заявил бывший посол Исландии в США Альберт Йонссон, который настаивает на том, что для тревоги нет никаких оснований. Исландия всегда будет стратегически заинтересована в сотрудничестве с Соединенными Штатами, полагает он. «Речь идет о том, что необходимо быть готовыми, если реализуется крайне маловероятный сценарий международного кризиса в Европе, на Балтике, в Сирии, – пояснил он, – очень серьезного кризиса между США и Россией, который затрагивает международный ядерный баланс».
Он отметил, что наиболее опасные российские военные активы, ракетные подводные лодки, в основном действуют в Баренцевом море, вдали от Исландских вод. В настоящее время, по его мнению, Исландия может чувствовать себя в безопасности.
Читайте также
Последние новости