Следующая новость
Предыдущая новость

Наталья Комарова и зам. министра энергетики Павел Сорокин обсудили будущее «трудной нефти»

05.09.2018 21:38
Наталья Комарова и зам. министра энергетики Павел Сорокин обсудили будущее «трудной нефти»

Сегодня новым вызовом нефтяной отрасли всё чаще называют разработку трудноизвлекаемых запасов. В будущем именно они станут главным звеном нефтедобычи, обогатят госказну и привлекут инвестиции. Но пока сфера так называемых ТРИЗов в России находится в самом начале своего становления, впереди большая работа, особенности которой обсудили на рабочем совещании с участием заместителя министра энергетики РФ Павла Сорокина и губернатора Югры Натальи Комаровой. Не забыли и о долгосрочном национальном проекте «Бажен», который напрямую связан с «трудными углеводородами».

- Мы все понимаем, изучая структуру запасов на балансе, что с каждым годом они становятся все более трудноизвлекаемыми. В связи с чем, добыча дорожает и требует высокотехнологичной разработки. Таким образом, трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗы) становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Если 20 лет назад можно было говорить, что российская нефть одна из самых дешевых в мире, так как извлечь её было несложно, то сейчас ситуация меняется, - так охарактеризовал положение дел представитель профильного министерства.

Ввиду чего, по словам Сорокина, государство и нефтяные компании видят потенциал развития отрасли именно в трудных запасах. Их ресурсы, по разным оценкам экспертов, оцениваются от 11 до 22 миллиардов тонн нефти.

- Это гигантская цифра, которая в теории, при должном стимуле и поддержке со стороны государства и компаний, сможет быть разработана, и это принесет дополнительные инвестиции и значительный доход в бюджет, - отмечает он.

Добыча ждет импортозамещения

Называемые цифры, действительно поражают, но вот достигать их придется не один год. На данный момент разработку ТРИЗов нельзя назвать масштабной, однако темпы растут. За прошлый год в стране извлечение запасов на сложных участках выросло на 10%, но при этом осталось на отметке ниже 10% от общей добываемой нефти в России. Процесс роста освоения трудной нефти во многом затормаживают санкции западных стран. Но при этом именно эти «помехи» вызвали потребность создавать и развивать свои, отечественные технологии и оборудование. Их создание тоже будет стимулироваться как на государственном, так и на региональном уровнях. Процесс импортозамещения называют непростым, ориентировочно он займет порядка 5 лет и выше.

Время осваивать ТРИЗы

Продолжая тему поддержки, отметим, что государство уже внедрило несколько мер стимулирования освоения ТРИЗов, в их числе налоговые льготы, в частности - налог на дополнительный доход при добыче нефти (НДД), который вступит в силу с 1 января 2019 года. Но этих мер, как замечают специалисты, недостаточно.

- Сегодня мы продаем нефть по хорошей цене. Но при этом отчетливо понимаем, что ни в одном долгосрочном прогнозе, единая цена на нефть невозможна. Это цикличный процесс. Полагаться только на цену нефти недальновидно, вот почему следует продумать методы стимулирования компаний для работы на ТРИЗах, - комментирует риски представитель министерства энергетики. Если новые технологии по работе с ресурсами не будут осваиваться, то через 4-5 лет активность добычи значительно уменьшится.

- Необходимость перехода на новый технологический уклад в нефтегазовой отрасли назрела давно. Это обусловлено, с одной стороны, ухудшением структуры ресурсной базы, а с другой – желанием нефтяных компаний внедрять в производство самые перспективные, инновационные технологии добычи нефти. В этой связи мы продолжаем в Югре формирование центра компетенций по системному подходу к освоению трудноизвлекаемых запасов нефти, - поддержала тему губернатор Наталья Комарова.

Она также упомянула о Западно-Сибирской инициативе, представленной федеральному Правительству. Она представляет собой набор предложений в системе недропользования. В основе проекта – запуск масштабного венчурно-инвестиционного конвейера, идею поддержал Президент. Наталья Комарова призвала участников рабочей встречи, большую часть которых составили главы нефтяных компаний, подключиться к проводимой работе. Кроме того, она сказала о том, что регион считает нужным создать Западно-Сибирскую информационную платформу, которая смогла бы объединить накопленные знания недропользователей по ТРИЗам. У «Бажена», к слову, будет такой же ресурс, доступ к которому будет открыт всем партнерам нацпроекта. А соратников у него достаточно, с 2014 года к проекту подключились 20 парнеров, среди них «ЛУКойл», «Роснефть», Минэнерго, Минобрнауки, Минпромторг, региональное правительство. Также глава округа считает нужным подготовить комплексный стратегический документ для страны, который закрепит Западную Сибирь в роли национального полигона, ориентированного на новые подходы управления недрами. Уже сегодня эти новые подход будут испытывать при работе с баженовской свитой.

Именно в рамках «Бажена» будет создан комплекс по разработке отечественных технологий, высокотехнологичного оборудования. По словам Павла Сорокина, в Югре создан сильный научный кластер, накоплена гигантская база данных изучения и многолетней разработки месторождений, а также существует большой кадровый потенциал. Это позволит проекту «не тормозить» и со временем получит звание самой прогрессивной площадки. - Если проект будет успешен, то такие полигоны несомненно появятся в других регионах, для разных категорий запасов, - о таких перспективах говорят в министерстве.

Источник

Последние новости