Это дикое, с точки зрения формальной теории, деяние, сама возможность которого с пеной у рта отрицалась и отрицается либеральными пропагандистами, стало «новой нормой» для приватизаторов и вошло в плоть и кровь целого поколения бизнесменов.Иск «Роснефти» к «Системе» по поводу взыскания убытков, возникших в период владения последней значительной частью активов «Башнефти», важен и потому, что, похоже, может положить конец подобной практике, демонстративно превращая ее из беспроигрышной и вполне респектабельной операции в наказуемое по суду и потому опасное деяние.
По мнению «Роснефти», представители «Системы» с помощью реорганизации вывели из «Башнефти» имущество и деньги накануне возвращения компании государству как законному владельцу.
Вместо имевших реальную ценность акций ОАО «Уфаоргсинтез» и других предприятий «Башнефти» отдавали ее собственные акции, тут же предусмотрев их погашение. Конечно, каждая компания имеет полное право погашать свои акции — но не таким образом, чтобы это вело к утрате имущественных прав и освобождению акционеров-мажоритариев от обязательств перед ней.
В случае «Башнефти» это привело к выводу из нее имущества и увеличению доли в ней АФК «Система» и «Система-Инвест» до 63,16 и 10,67% соответственно. Достижение такого же эффекта оценивается экспертами почти в 70 млрд руб.
При этом разделительный баланс, содержащий конкретные условия разделения активов «Система-Инвест», как считает «Роснефть», не только не был представлен акционерам и инвесторам, но вообще не был сформирован по состоянию на 3 февраля 2014 года, когда его якобы утвердило общее собрание акционеров.
В суде ответчики проделывают потрясающий юридический трюк, настаивая на оценке каждого этапа реорганизации по отдельности без ее оценки в целом; это напоминает требование рассматривать картину исключительно по кусочкам, но ни в коем случае не как нечто целостное.
Представители «Системы» указывают на формальную законность взятых по отдельности элементов своих действий, полагая, по-видимому, что законность инструментов автоматически делает законным любой способ их использования. С обыденной точки зрения мне это напоминает разве что требование освободить от ответственности убийцу на основании того, что использованный им кухонный нож не запрещен законом.
Не имея возможности отрицать причиненные ими «Башнефти» убытки, представители «Системы» ссылаются на некие планы будущей эмиссии акций, которая якобы должна была повысить их стоимость. Однако имеющиеся материалы не содержат никаких сведений о подобных намерениях. Если же такие намерения действительно существовали и просто не были реализованы, то они являются юридическим доказательством того, что ответчики, вероятнее всего, сознавали, что наносят значительный ущерб «Башнефти».
Поразительно, но некоторые защитники «Системы» указывают на недопустимость исполнения российских законов, которая-де приведет к ухудшению предпринимательского климата. Подобное восприятие предпринимательства является давней традицией российских либералов. Но, на мой взгляд, она порочит как идею предпринимательства вообще, так и те компании, на защиту которых встают указанные либералы.
Так, обеспечительные меры в виде ареста активов АФК «Система» являются нормальной мерой по защите прав собственности, не подрывающей, а, напротив, укрепляющей предпринимательский климат демонстрацией законности и гарантирования добросовестного коммерческого поведения.
Как заявил адвокат «Роснефти», активы АФК «Система» структурированы так, что часть их находится вне России. Биржевая стоимость пакета акций МТС ниже суммы иска (около 150 млрд руб. против 170 млрд).
При этом, как следует из многочисленных открытых источников, включая заявление президента АФК «Система» Шамолина, последняя планировала продать ряд своих активов. Более того, есть основания полагать, что часть торговой недвижимости «Системы» в Германии уже продана.
В этих условиях арест активов — своевременная и справедливая обеспечительная мера, не позволяющая превратить правосудие в фарс. При этом арест акций не нарушает прав никаких третьих лиц и не мешает «Системе» управлять соответствующими компаниями.
От снижения котировок акций действительно пострадали добросовестные акционеры «Системы» — но первопричиной этого являются не законные действия суда, а манипуляции представителей «Системы» с активами «Башнефти».
Таким образом, иск «Роснефти» к «Системе» — это борьба не только за корпоративные интересы, но и за возвращение российскому бизнесу как таковому цивилизованности и добропорядочности.
Читайте также
Последние новости