В последние десятилетия климат в Арктике становится все более теплым. Уменьшается средняя толщина ледяного покрова. Морские пути через регион открываются с каждым годом все шире. Эти изменения, вызванные многовековой углеродоемкой промышленной деятельностью человека, могут иметь в том числе и военные последствия, поясняет в своем докладе, опубликованном в марте 2019 года, исследовательская служба Конгресса США.
Содержание доклада противоречит политической позиции администрации Трампа, которая ставит под сомнение антропогенный характер климатических изменений. Президент Дональд Трамп, не приводя никаких доказательств, неоднократно заявлял, что изменение климата – это «китайская фальшивка».
За последние десять лет рекордно низкая площадь ледяного покрова в Северном Ледовитом океане привлекла внимание ученых и политиков к взаимосвязи между глобальными изменениями климата и прогнозируемым увеличением продолжительности навигационного периода в Арктике в ближайшие десятилетия, – говорится в докладе. – Эти изменения имеют потенциальные последствия для погоды на территории Соединенных Штатов, доступа к минеральным и биологическим ресурсам в Арктике, экономики и культуры народов арктического региона, а также национальной безопасности».
Суверенными территориями выше Полярного круга обладают восемь стран: Соединенные Штаты, Канада, Россия, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия, а также Дания, на основании того, что ей принадлежит Гренландия. Согласно докладу исследовательской службы Конгресса, Китай в последнее время также провозглашает себя «почти арктическим» государством.
«Некоторые из прибрежных арктических стран, в частности Россия, объявили о своем намерении или уже предприняли определенные действия по усилению своего военного присутствия на Крайнем Севере, — отмечают авторы. – Вооруженные силы США, особенно ВМС и Береговая охрана, также начали уделять больше внимания региону при планировании и проведении своих операций.
Конкуренция за право на ресурсы ведет к милитаризации региона. «Мотивированные отчасти стремлением к суверенному контролю над все более доступными запасами нефти и природного газа в Арктическом регионе, четыре прибрежных государства Арктики , кроме Соединенных Штатов – Канада, Россия, Норвегия и Дания (под суверенитетом которой находится Гренландия) – уже направили или готовят в настоящее время представления в Комиссию ООН по границам континентального шельфа относительно установления внешних границ их расширенных континентальных шельфов.
Россия пытается расширить свои владения за счет огромного подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане, стремясь доказать, что он является продолжением континентальной окраины России. Хребет охватывает значительную часть Северного Ледовитого океана. Представление России в 2001 году было отклонено ООН как недостаточно обоснованное. Канада рассматривает часть этого хребта как продолжение своего континентального шельфа.
В августе 2007 года российский спускаемый подводный аппарат «Мир-1» установил на морском дне в предполагаемой точке Северного полюса флаг Российской Федерации. Эта акция привлекла большое внимание во всем мире, но аналитики отмечают, что водружение государственного флага не является официальным заявлением претензии на морское дно Арктики или воды над ним, а также не имеет никакой юридической силы и является не более чем символическим актом. В целом, вокруг Северного полюса в настоящий момент существуют четыре территориальных спора.
«Ученые прогнозируют, что в ближайшие десятилетия глобальное потепление приведет к уменьшению ледяного покрова на северном архипелаге, принадлежащем Канаде, в достаточной степени, чтобы позволить судам использовать трансатлантический судоходный маршрут, известный как Северо-Западный проход, в летние месяцы, – пишут сотрудники исследовательской службы Конгресса США. – Перспектива навигации в этом районе порождает серьезную проблему юрисдикции. Оттава утверждает, что Северо-Западный проход будет являться внутренним водным путем и, следовательно, суверенной канадской территорией, подлежащей наблюдению, регулированию и контролю со стороны Оттавы. Соединенные Штаты, Европейский Союз и другие субъекты международного права утверждают, что этот проход должен иметь статус международного пролива между двумя океанами».
Тем временем, Соединенные Штаты и Канада ведут переговоры, пытаясь урегулировать разногласия по поводу двунациональной границы в море Бофорта. США и Россия в 1990 году подписали соглашение по спорной зоне Берингова моря. Сенат США в 1991 году ратифицировал этот пакт, однако российская Государственная Дума пока не одобрила соглашение.
Наконец, Дания и Канада претендуют на остров Ханс, крошечный, бесплодный скалистый участок суши между Гренландией и канадским островом Элсмир. «Некоторые аналитики склонны полагать, что две страны борются за контроль над будущим морским путем, который может быть создан в этом районе, если арктический лед отступит на достаточное расстояние для освобождения Северо-Западного прохода для навигации», – говорится в докладе.
Инвестиции арктических государств в создание и расширение ледокольного флота указывают на их намерение конкурировать за арктические ресурсы. В то время как потепление на Северном полюсе может привести к тому, что в летний сезон значительная часть Арктики будет свободна от ледяного покрова, в зимние месяцы, согласно прогнозам, она будет вновь покрываться льдом.
Правительство России имеет в своем распоряжении не менее 22 ледоколов, в том числе очень крупных атомных судов. У Китая также имеется арктический ледокол «Сюэлун», а в настоящее время завершается строительство еще одного крупного судна ледокольного типа.
Соединенные Штаты далеко отстали от своих стратегических соперников. В начале 2019 года Береговая охрана США, которая с 1965 года отвечает за полярную ледокольную миссию правительства США, имела в своем распоряжении всего один большой ледокол Polar Star длиной 122 метра. Кроме того, служба эксплуатировала средний ледокол Healy, длина которого составляет 117 метров.
Имеются сведения о том, что судно Polar Star является ненадежным и подвержено частым механическим поломкам. После многолетних проволочек, в январе 2019 года Конгресс, наконец, выделил 655 миллионов долларов на строительство одного нового ледокола и еще 20 миллионов на компоненты для второго подобного судна.
Эти корабли не могут быть введены в эксплуатацию в обозримом будущем. Помимо изменения и дестабилизации погодных условий по всей планете, потепление в Арктике может стимулировать обострение конкуренции между региональными государствами, которые активно наращивают свой военный потенциал в районах Крайнего Севера.
Безусловно, война не является неизбежной. Однако, американские политики должны быть крайне осторожны и внимательны, пишет в своем докладе исследовательская служба Конгресса США. «Несмотря на значительное международное сотрудничество по арктическим проблемам, некоторые аналитики все чаще рассматривают Арктику как район потенциальной угрозы в сфере безопасности», – гласит документ.
Читайте также
Последние новости