В сентябре 1993 года администрация города Химки сдала компании ИКЕА в аренду 20 га земли, принадлежащей городу.В 2012 году неожиданно в суд на ИКЕА подала компания ОАО КСХП «Химки», которая утверждала, что город не имел права передавать в аренду ИКЕА землю. Требования компании были снести бизнес-центр и отдать ей земельный участок, т.к. КСХП «Химки» - правопреемник колхоза, который ранее располагался на этой территории. Компания утверждала, что у нее есть документы, дающие ей право зарегистрировать собственность на землю, хотя этим правом она по неизвестным причинам не пыталась воспользоваться почти 20 лет. По мнению КСХП «Химки», документы, которые подтверждали права собственности города на землю, были оформлены с нарушениями. Тем не менее, пока земля принадлежала городу, бывшие колхозники почему-то не пытались отстоять свое право, и не замечали строительство бизнес-центра. Вероятно, интерес к земле появился у КСХП «Химки», когда собственность перешла от городской администрации к крупной международной компании.
Также следует отметить, что в целом КСХП «Химки» стали гораздо более активны в спорах за подмосковную землю после того, как в самом колхозе произошла смена руководства. Так, по информации газеты Ведомости, «Владельцем КСХП «Химки» ранее назывался Александр Клячин… основатель Gleden Invest Group, в которую входят гостиничная сеть Azimut Hotels, девелоперская компания KR Properties и т. д. По данным «СПАРК-Интерфакса», колхоз принадлежит ООО «УК «Химки», единственным владельцем которого является кипрская «Басама инвестментс лимитед». В качестве примера еще одного громкого дела можно привести спор КСХП «Химки» с правительством Москвы, где КСХП пыталось признать незаконными изъятие земель под строительство Ленинградского шоссе и взыскать с государства арендную плату за землю под Ленинградским шоссе. Но суд проиграло.
Проиграло КСХП также и в суде с ИКЕА. Арбитражный суд Московской области изучил все аргументы КСХП «Химки» и в 2014 году признал требования компании необоснованными - все сроки исковой давности давно прошли, поскольку законом предусмотрены три года для истребования имущества из чужого незаконного владения. Суд учел, что при наличии двух 15 этажных зданий, нельзя было не заметить владения участком иным лицом. Суд также принял во внимание данные публичных кадастровых баз, к которым доступ есть у каждого, из которых за много лет до предъявления иска было видно, что собственником земли является городская администрация и город сдает ее в аренду. В 2016 году Верховный суд подтвердил решение Арбитража. Дело оказалось «закрытым» - дальнейших судебных перспектив КСХП «Химки» не имело. Необходимо было как-то оспаривать решения Верховного и Арбитражного судов.
17 и 25 июля 2017 года сразу две судебные инстанции - Десятый Арбитражный Апелляционный суд и Арбитражный суд Московской области - будут рассматривать заявления компании КСХП «Химки» о пересмотре решения суда по спору с ИКЕА. Представители КСХП «Химки» утверждают, что им удалось обнаружить вновь открывшиеся обстоятельства, которые позволят отменить решения Арбитражного и Верховного судов.
Для подтверждения этих «вновь открывшихся обстоятельств» КСХП «Химки» решили использовать правоохранительные органы. 31 марта 2016 году по заявлению КСХП «Химки» Управление МВД по городу Химки возбудило уголовное дело против «неустановленного лица, которое в неустановленное время в неустановленном месте, подделало выписку из протокола». Имелся в виду протокол заседания, по которому КСХП «Химки» дало согласие на изъятие земли городом в 1993 году. По многочисленным показаниям представителей КСХП «Химки» следователи в качестве обвиняемых привлекли бывшего главу администрации Химок Кораблина и сотрудника администрации Гончаренко. По мнению следствия, Кораблин и Гончаренко, совместно с неустановленными сотрудниками ИКЕА, вступили в сговор, с целью похитить землю КСХП «Химки», чем нанесли ущерб компании в размере 1,179 млрд. рублей. Самое удивительное, что на момент привлечения в качестве обвиняемых – 24 марта 2017 года - они оба уже были мертвы: Гончаренко умер 26 декабря 2013 года, а Кораблин – 19 сентября 2016 года. Дело закрыли – мертвых судить невозможно. Однако позиции следствия, изложенной в постановлении о прекращении дела, похоже, хватило КСХП «Химки» для подачи заявления в суд по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановление о прекращении дела не содержит прямых доказательств преступного умысла обвиняемых или любых других лиц. Суд не признал виновными ни одного, ни другого, дело просто не дошло до суда по причине смерти обвиняемых. Правильность выводов обвинения не была подтверждена законным способом в состязательном судебном процессе – приговора нет в природе, Гончаренко и Кораблин так и остались только обвиняемыми.
Более того, обстоятельства регистрации прав собственности на землю городом Химки никак не влияют на выводы Арбитражного и Верховного судов – сроки давности по делу давно истекли.
Кто же мог придумать использовать обвинения в адрес мертвых людей, которые уже не смогут отстоять свое честное имя? Адвокатам КСХП «Химки» дал емкую характеристику известный телеведущий Владимир Соловьев. «Новая газета» цитирует его слова: «Про юристов Весельницкую и Митусову я слышал и раньше — что они способны решать любые вопросы в подмосковных судах. Они замечены еще в нескольких очень похожих и очень сомнительных историях — с междусобойными процессами, странными судебными решениями, невесть откуда появившимися документами, и, как правило, речь всегда идет о подмосковной земле».
Складывается впечатление, что КСХП «Химки» с их талантами вполне могут вновь втянуть ИКЕА в многолетние судебные разбирательства в споре, точку в котором уже однажды поставил Верховный суд. Если же суд не выиграют, то останется возможность предъявить претензии вдовам умерших обвиняемых. И вполне вероятно, что она не будет упущена.
Сергей Петров
Читайте также
Последние новости