В эту предрождественскую пору многие люди, не надеющиеся на собственную фантазию, читают составленные газетами списки возможных подарков для друзей и родственников. Отчасти, потому что там можно почерпнуть полезные идеи, а отчасти, чтобы проверить себя. Я трачу слишком много или слишком мало? Прилично ли дарить новую футболку дяде, которому, похоже, уже ничего в мире особо не нравится?
А представьте, насколько более сложной является эта дилемма для российского бизнесмена, который хочет сделать подарок «своему человеку» в правительстве. Подарок, который будет оценен по достоинству. Тут важно не переплатить, потому что это прямые потери для компании, но и слишком мало дать опасно, поскольку легко можно сесть в тюрьму за коррупцию.
Недавно были опубликованы результаты исследования Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) при московской Высшей школе экономики. Ученые обсудили тему коррупции с 1200 бизнесменами, работающими с государственными органами, и спросили, какую часть от общего объема контракта они обычно предполагают заплатить в качестве взятки. Результаты могут вас удивить.
В целом более 70 процентов респондентов заявили, что они ожидали столкнуться с проявлениями коррупции при обращении к должностным лицам (я думаю, что этот показатель занижен, и по крайней мере некоторые из оставшихся 30 процентов говорили неправду), и в среднем они платили около 22,5 процента от суммы контракта чиновнику, который его подписал. Это означает, что общая сумма сверх объема государственных контрактов, которая пошла на удовлетворение коррупционных требований чиновников, составила 6,6 триллиона рублей, или около 89 миллиардов долларов. Это более трети федерального бюджета России или приблизительно 6 процентов от ВВП страны. Эквивалентная доля американской экономики составила бы 1,4 триллиона долларов. Это просто невероятная сумма, и она во многом объясняет, почему России не удается диверсифицировать экономику и реализовать программы инноваций.
«В нынешних условиях поставщику более выгодно «договориться», чем работать над уникальностью или инновационностью своих товаров, продуктов или услуг», – заключили исследователи.
Разумеется, эти деньги не берутся из воздуха, а в конечном счете ложатся на плечи обычных граждан, либо через налоги, либо через некачественные или недоступные государственные услуги. Кроме того, сам факт, что столь огромные взятки практикуются повсеместно, меняет мышление чиновников. Если вы рассчитываете получить в виде взятки десятки миллионов долларов от крупного проекта – моста, железнодорожной магистрали, газопровода и т.п. – вам выгодно в первую очередь тратить бюджетные деньги именно на такие проекты, а не на текущий ремонт существующей инфраструктуры, который улучшил бы жизнь людей.
Это также может привести к тому, что военные с большей охотой будут готовы развязать войну, поскольку они могут получить долю от закупки каждой партии оружия, которую одобрили. Ведь нет лучшего способа израсходовать боеприпасы, чем стрельба по врагу.
Все это, разумеется, не означает, что российские власти не воспринимают коррупцию всерьез. Напротив. Так, суд в городе Нарьян-Маре только недавно признал бывшего чиновника Юрия Жданова виновным в коррупции, связанной с недвижимостью, и приговорил его к лишению свободы сроком на три года. Безусловно, это чистая случайность, что его сын Иван оказался близким соратником борца с коррупцией Алексея Навального, поскольку в противном случае нам пришлось бы поверить, что чиновники злоупотребили судебной системой для оказания давления на критиков режима. Навальный также был осужден за финансовое преступление. Как, кстати, и его брат.
Впрочем, существует такая коррупция, расследование которой чиновники явно не одобряют. На этой неделе два популярных периодических издания получили официальные письма от Федеральной службы надзора в сфере коммуникаций (Роскомнадзор) с требованием удалить все материалы на своих сайтах, которые касаются определенных тем: романтических и финансовых дел лидера Чечни Рамзана Кадырова; бизнес-достижений некоторых родственников Владимира Путина, а также его подруг, и некоторых других.
К счастью, эти материалы по-прежнему доступны в других местах в Интернете, и их стоит прочесть. Одна из статей посвящена тому, каким образом Кадыров сколотил крупное состояние, а в другой рассказывается о женщине, чья дочь поразительно похожа на главу российского государства, и которая приобрела значительную долю в крупном банке.
Обо всем этом стоит вспомнить, когда какой-нибудь российский политик снова будет обвинять общество «Мемориал» (которое закрывают после десятилетий титанического труда по разоблачению зверств сталинской эпохи, а также преступлений нынешних чиновников) в отсутствии патриотизма. Я уверена, что «Мемориал» сделал для российского народа больше, чем любая власть. К счастью, эти якобы «иностранные агенты» полны решимости продолжать свой неблагодарный, но почетный труд на благо родины.
«Ликвидация не будет означать, что вся деятельность остановится, – сказал Олег Орлов, член правления «Мемориала». – Мы будем работать из своих квартир, пока нас всех не посадят. Но, конечно, нам теперь будет намного сложнее работать».
Было время, когда люди надеялись, что клептократия станет краткосрочной проблемой для России, чем-то вроде болезни роста на пути к демократии. К сожалению, эти надежды не сбылись. Когда я задумываюсь о том, что пошло не так, я часто возвращаюсь к пророческим показаниям бывшего агента ЦРУ Ричарда Палмера в Конгрессе США в 1999 году. Он подробно описал все механизмы коррупции в России, а также предупредил об угрозе, исходящей от Владимира Путина задолго до того, как это вошло в моду. Уже тогда Палмер решительно отверг оптимистические иллюзии по поводу того, что мафиозный клан, управляющий страной, каким-то образом сам собой демократизируется.
«Это современная проблема, которая никуда не исчезнет в будущем, – сказал он. – Идея о том, что в России сегодня все обстоит как в Чикаго двадцатых годов, и что со временем капиталы баронов-грабителей превратятся в хорошие законные деньги – это нонсенс. На самом деле, представьте, что мафиози контролировали бы все правительство, Федеральную резервную систему, полицию, Конгресс. Зачем им было бы меняться?»
Международная организация Transparency International в последнее время «копает» тему финтеха, или, если точнее, эмитентов электронных денег (EMI). Недавний отчет должен встревожить любого, кто полагает, что за последнее десятилетие мир добился прогресса в борьбе против отмывания денег. Среди другой тревожной информации, в отчете приводятся факты того, что некоторые EMI имеют связи с российскими или украинскими сайтами, предлагающими анонимные структуры. Это означает, что клиент за свои деньги может купить подставную компанию с действующей учетной записью EMI и использовать ее для отмывания денег.
«Наш анализ выявил 37 британских EMI, владельцы которых – выходцы из региона СНГ, преимущественно из России и Украины. Многие из этих лиц имели или имеют связи с компаниями, предоставляющими финансовые услуги в этих странах, которые были вынуждены закрыться в связи с уголовным преследованием по поводу отмывания денег. Учитывая, что для возбуждения дела об отмывании денег в России требуются весомые причины, это действительно тревожная статистика.
Еще хуже то, что в настоящее время в Британии существует глобальный рынок лицензий EMI, именно потому, что на них распространяются менее строгие правила, чем на банки. Нынешней весной правительство пообещало сделать максимум возможного для продвижения финтеха в лондонском Сити. «Если мы сможем использовать огромный потенциал современных технологий, мы укрепим позиции Британии как крупнейшего финансового центра в мире», – сказал канцлер Казначейства Риши Сунак.
Я не уверена, что мир готов смириться с еще менее регулируемым лондонским Сити, но можно уверенно утверждать, что это хорошая новость для российских чиновников, получивших за последний год взятки на сумму 89 миллиардов долларов.
Читайте также
Последние новости