Босфор, великолепный пролив, разделяющий Стамбул на две части, был назван в честь Ио, юной дочери царя Аргоса, в которую влюбился верховный бог Зевс. Его жена Гера решила покарать смертную, дерзнувшую нарушить закон, и тогда Зевс превратил свою возлюбленную в белую корову, обреченную скитаться по Земле в сопровождении стража. Название происходит от греческих слов «bous» (корова) и «poros» (проход, пролив). Этот единственный проход из Черного моря в Средиземное, дает огромную геополитическую силу тому, кто его контролирует.
Наряду с тысячами пассажирских паромов, нефтяных танкеров и грузовых судов, которые делают этот пролив одним из самых напряженных морских путей на планете, перемещение в обе стороны военных кораблей через Босфор может помочь предсказать события в таких нестабильных регионах как Сирия, Ливия или Венесуэла. Именно поэтому за трафиком с невероятной одержимостью следит самозваный страж пролива, доброжелательный и забавный человек по имени Йорук Ишик.
Уроженец Стамбула, Ишик всю свою жизнь был влюблен в Босфор. Он является одним из небольшой группы фанатов-наблюдателей, которые в последние годы осознали, что их хобби представляет некоторый интерес для дипломатов и разведслужб всего мира.
Вооруженный мощным телеобъективом, подаренным ему местным бюро Reuters после того, как инструмент изрядно износился в различных горячих точках и зонах боевых действий, Ишик вскочил, чтобы сфотографировать стаю дельфинов («всегда таких милых») и проходящую мимо турецкую подводную лодку («редкая удача»). Но главный приз, российский сторожевой корабль «Дмитрий Рогачев», все никак не показывался в поле зрения в узких поворотах Босфора.
В соответствии с условиями международного договора от 1936 года, Босфор является открытым для всех гражданских судов в мирное время, а также для военных кораблей, принадлежащих соседям Турции по Черному морю. Договор восстановил турецкий контроль над проливом, но он также предусматривал советское доминирование в пределах Черного моря. Сегодня он обеспечивает российским кораблям выход в мировой океан.
Военным кораблям, проходящим через Босфор, разрешено отключать свои устройства GPS, а гражданские суда, выполняющие контракты с военно-морскими силами, часто указывают ложные данные о порте назначения. Это делает работу Ишика похожей на расследование детектива в области международных отношений, который пытается на основе наблюдений составить общую картину и выяснить, куда направлялись корабли, как надолго и для какой цели.
На самой знаменитой его фотографии, сделанной Ишиком в 2015 году, изображен российский солдат на верхней палубе огромного десантного корабля, проплывающий через центр 16-миллионного города с ракетным комплексом «Игла» на плече. Анкара была взбешена этой провокацией, которая еще больше повредила и без того напряженным отношениям между двумя странами после инцидента со сбитым на сирийской границе российским бомбардировщиком, который, согласно заявлению турецкого руководства, нарушил воздушное пространство страны.
На прошлой неделе Ишик особенно внимательно выслеживал неуловимый «Дмитрий Рогачев», потому что коллега-наблюдатель в Севастополе выложил в сеть сообщение о том, что этот корабль впервые покинул Черное море. Любые фотографии, которые он мог сделать, стали бы первым доказательством того, что корвет находится за пределами российских территориальных вод, по всей вероятности, на пути в сирийский порт Латакия.
За последние пять лет, с тех пор как Россия начала возвращать себе статус главного игрока в ближневосточной политике, такие передвижения стали ключом к пониманию того, куда и как Москва планирует направить свои войска и технику для наращивания военного присутствия. Другие российские суда, груженные пшеницей и другими товарами, прошли через Босфор и отправились в Венесуэлу на помощь правительству Николаса Мадуро, оказавшемуся на грани экономического коллапса.
В прошлом месяце президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган возродил свои прежние планы по созданию второго Босфора – 45-километрового Стамбульского канала, который должен быть построен к западу от естественного водного пути. Согласно заявлениям правительства, его ввод в эксплуатацию ослабит напряженность движения по проливу Босфор, тем самым существенно снизив риск аварий.
Соседям Турции по черноморскому побережью осталось лишь гадать, что будет означать предполагаемый новый канал для баланса сил в регионе. Представители турецкого руководства настаивают на том, что к нему не должны применяться положения Конвенции Монтрё от 1936 года, а это значит, что теоретически Турция может позволить любым судам, которым сочтет нужным, включая военные корабли США, проходить в акваторию Черного моря. По мнению экспертов, это станет вызовом российскому доминированию в этих водах.
Около четырех часов пополудни, на семь часов позже, чем ожидалось, в устье Босфора, наконец, появился мощный силуэт «Дмитрия Рогачева». Серый корвет затмил своим видом крошечный турецкий буксир береговой охраны, высланный для его сопровождения, который подпрыгивал вверх-вниз на волнах на фоне более крупного корабля. Российское судно быстро прошло мимо садов дворца Топкапы и направилось в открытое море в свое первое большое плавание.
«Ну, что я тебе говорил? – радостно сказал Ишик. – Оно того стоит!»
Читайте также
Последние новости