Эра «непомерной привилегии» доллара в качестве главной резервной валюты мира подходит к концу. В 1960-х годах тогдашний министр финансов Франции Валери Жискар д’Эстен, негодуя, отмечал, что США живут за счет остального мира, который обеспечивает их чрезмерно высокий уровень жизни. В течение почти 60 лет остальной мир высказывал свое неудовольствие, но сделать ничего не мог. Эти дни прошли.
Будучи уже под давлением пандемии Covid-19, уровень жизни американцев вот-вот подвергнется давлению, невиданному ранее. Одновременно с этим мир очень скептично настроен относительно некогда царившей презумпции об американской исключительности. Валюты устанавливают равновесие между двумя главными силами — внутренними экономическими основами и восприятием иностранцами мощи или слабости той или иной страны. Баланс сил сдвигается, и крах доллара вполне можно ожидать в ближайшее время.
Зерно проблемы проросло из глубокой нехватки внутренних американских сбережений, что было очевидно еще до пандемии. В первом квартале 2020 года чистые национальные сбережения, которые включают сбережения на уровне семей, бизнеса и правительственного сектора, упал на 1.4% от национального дохода.
Не имея внутренних сбережений но желая продолжать инвестировать и расти, США в основном продолжали эксплуатировать резервный статус доллара и пользовались профицитами других стран, чтобы «впихнуть невпихуемое». Но это обходится дорогой ценой — США живут в условиях бюджетного дефицита каждый год начиная с 1982 года.
Covid-19 и вызванный эпидемией экономический кризис растягивают это натяжение между сбережениями и текущим платежным балансом до точки разрыва. Виной чему взрывной рост дефицита государственного бюджета. По данным двухпартийного Бюджетного управления Конгресса, дефицит федерального бюджета, вероятно, взлетит до рекордного уровня мирного времени, составив 17,9% валового внутреннего продукта в 2020 году, а затем, возможно, снизится до 9,8% в 2021 году.
На данный момент доллар силен, и пользуется спросом в качестве безопасного источника сохранения сбережений, что типично во времена кризиса. однако надвигающийся крах в сбережениях указывает на резкое увеличение дефицита текущего платежного баланса. Резервная валюта или нет, сухим из воды доллару в таких условиях не выйти. Ключевой вопрос: что спровоцирует спад?
Надвигающийся обвал доллара обернется тремя ключевыми последствиями: инфляция, грозящая вылиться в стагфляцию — тяжелую комбинацию слабого экономического роста и растущей инфляции, что приведет к панике и сумятице на финансовых рынках.
Кроме того, до некоторой степени слабый доллар является симптоматичным для взрывного роста дефицита платежного баланса — Америке следует ожидать резкого увеличения торгового дефицита.
И наконец, учитывая не очень мудро подобранное Вашингтоном время для финансового развода с Китаем, кто еще будет оплачивать дефицит сбережений страны, которая окончательно утратила непомерные привилегии?
Подобно Covid-19 и межрасовым беспорядкам, крах всемогущего доллара ярко осветит экономическое лидерство США с их нехваткой сбережений в очень невыгодном свете. Непомерные привилегии нужно заработать, а не принимать как нечто само собой разумеющееся.
Стивен Роуч, преподаватель Йельского университета и бывший председатель Morgan Stanley Asia
Читайте также
Последние новости