Компания «Яндекс», которой принадлежит ведущая поисковая система в России, недавно запустила торговую онлайн-платформу под названием «Беру», которая, по утверждениям ее представителей, к 2020 году может стать одной из лучших платформ электронной торговли в стране для местных товаров. Здесь потенциальным покупателям будет предлагаться около 100 тысяч различных товаров, но особое внимание будет сосредоточено на товарах для домашних питомцев, подгузниках, бытовой технике и электронике.
Платформа «Беру» будет продавать многие товары быстрого оборота под собственной торговой маркой и может помочь свести покупателей с продавцами менее распространенных товаров за комиссионные в размере около 10 процентов. Российский государственный банк «Сбербанк», который инвестировал 500 миллионов долларов в эту платформу, берет на себя финансирование строительства складских помещений для платформы «Беру».
В обмен на эти инвестиции, «Яндекс» отдает «Сбербанку» половину своего сервиса для выбора и сравнения цен «Яндекс. Маркет». Два года назад «Яндекс» собирался превратить «Яндекс. Маркет» в розничный интернет-магазин, такой как Amazon, но попытка провалилась, поскольку это смешивание услуг прайс-агрегатора и прямой продажи товаров отпугнуло и запутало как клиентов, так и продавцов. Если на этот раз «Яндекс» преуспеет, то платформа «Беру» может стать серьезной угрозой для лидера электронной торговли в России, платформы AliExpress, принадлежащей, разумеется, Alibaba Group.
Хотя в России уровень проникновения интернета довольно высок и составляет более 70 процентов, транзакции электронной торговли в этом году, по прогнозам информационно-аналитической компании eMarketer, составят всего 3 процента от общего объема розничной торговли в стране. Вялое развитие интернет-шоппинга в России связано в основном с отсутствием всеобъемлющей логистической сети в этом огромном регионе.
Однако, несмотря на эти вызовы, компания Alibaba вышла на российский рынок с платформой AliExpress, которая позволила китайским торговцам напрямую продавать свои товары зарубежным клиентам. Эта платформа продемонстрировала хорошие результаты из-за непосредственной близости Китая к России, и Alibaba просто смогла перенести расходы по доставке товаров на клиентов.
В настоящее время AliExpress контролирует 69 процентов российского рынка электронной коммерции, сообщает информационный блог Ecommerce News Europe. В прошлом году Alibaba запустила также специализированную версию Tmall для российских покупателей, а недавно подписала 2-миллиардное соглашение о создании совместной компании электронной коммерции с российским миллиардером Алишером Усмановым. Таким образом, Alibaba явно планирует использовать имеющиеся у AliExpress преимущества первопроходца в качестве стартового трамплина, чтобы занять место «российского Амазона».
Однако, это еще не все. Относительно небольшие конкуренты, например, швейцарский онлайн-продавец одежды Wildberries, а также продавцы потребительской электроники Citilink и M.video, также расширяют свое присутствие в российской интернет-коммерции. Соперник компании Alibaba, JD.com, также, согласно сообщениям, рассматривает возможность возвращения на российский рынок после неудачной попытки закрепиться здесь в 2015 году. Существует также некоторая вероятность, что компания Amazon, которая в последнее время пыталась изо всех сил создать себе плацдарм в Китае, может в конце концов сделать это в России.
Яндекс – ведущая поисковая система в России для персональных компьютеров и мобильных устройств, но она по-прежнему испытывает интенсивную конкуренцию со стороны сервиса Alphabet, принадлежащего Google, который занимает второе место на обеих платформах.
Чтобы противостоять Google и взять в оборот его пользователей, «Яндекс» агрессивно расширяет свою экосистему услуг, включая облачные и почтовые сервисы, виртуального помощника по имени Алиса (сервис подсказок и рекомендаций на основе искусственного интеллекта), потоковое видео на главной странице, услуги такси и доставка продуктов от «Яндекс. Такси» и систему онлайн-платежей «Яндекс. Касса».
Компания запустила также обновление прошивки под названием «Яндекс. Кит», которая создает альтернативную версию операционной системы Android, позволяющую производителям заменить базовые приложения от Google соответствующими приложениями от «Яндекс».
Запуск платформы «Беру» явно следует воспринимать как продолжение этой стратегии, и она может помочь компании преодолеть прежние неудачи с платформой «Яндекс.Маркет». Если все пойдет, как задумано, «Яндекс может использовать свои позиции в качестве главного поисковика России для того, чтобы рекламировать платформу «Беру» большему числу потенциальных покупателей, интегрировать ее в другие сервисы, такие как «Яндекс. Маркет», «Яндекс. Касса» и «Алиса», а также создать единую систему услуг для покупателей, подобную той, что существует у Amazon.
Такая рыночная экспансия может помочь диверсифицировать бизнес «Яндекса», который на данный момент сосредоточен в сфере онлайн-рекламы. Именно на этот источник пришлось 83 процента выручки компании во втором квартале 2018 года.
Учитывая поддержку крупнейшего российского банка и мощной поисковой системы «Яндекса», платформа «Беру» выглядит как довольно грозный новый соперник для Alibaba. Тем не менее, скорее всего, «Беру» придется нелегко в борьбе с AliExpress за российских покупателей, а недавний запуск китайским гигантом интернет-торговли локализованной платформы Tmall может помочь ему сохранить лидерство. Таким образом, хотя вывод на рынок «Беру» – это умный шаг со стороны «Яндекса», российской компании предстоит еще многое сделать, чтобы догнать конкурента.
Читайте также
Последние новости