Среди учеников, которые в сентябре сядут за парты, – дети с родовых угодий и стойбищ. Им предстоит практически весь учебный год провести вдалеке от родительского дома. Как они живут в интернатах, и кто помогает им пройти адаптацию, – в материале «Сургутской трибуны».
Как в семье
В ляминской средней школе учатся дети с родовых угодий Лянтора, Нижнесортымского, Сытомино, Русскинской и Варьегана. Учеников привозят сюда вертолетом и автобусом. В течение года они живут в интернате при школе.
– В прошлом году в нашей школе учились 110 детей из числа коренных малочисленных народов Севера, в этом году здесь будут заниматься 98 ребят, – рассказала директор ляминской средней общеобразовательной школы Татьяна Чагина. – Перед началом учебного года за ними отправляются вертолет и автобус, которые также увозят их обратно на время каникул и после окончания учебного года.
В интернате дети живут в комнатах по два-три человека. Группы формируются по семейному принципу. На каждом этаже интерната есть рекреационные зоны. На втором этаже находится игровая комната. Самоподготовкой ученики занимаются в учебных кабинетах школы. Родители, которые живут недалеко от Ляминой, навещают своих детей и иногда забирают их дому на выходные. В школе ребята изучают основную учебную программу, а также посещают уроки родного языка и занимаются национальными видами спорта.
– Конечно, детям, а особенно первоклассникам, сложно находиться в отрыве от родного дома, – отмечает Татьяна Чагина. – Бывает, приходят дети, которые плохо владеют русским языком. Для учеников разработана адаптационная программа, которая помогает им влиться в учебный процесс, а также работает служба сопровождения, состоящая из психолога, логопеда и дефектолога. Дети ходят в танцевальные кружки, принимают участие в театрализованных представлениях, занимаются в спортивных секциях.
Вторая мама
Северный ребенок тяжело переживает разлуку с родителями. Ведь, родившись на стойбище, он до школьного возраста живет в совершенно другой атмосфере, в отличие от ровесников из городов и сельских поселений. Именно в этот момент важна поддержка учителя.
Уже на протяжении многих лет уроки хантыйского ведет этнопсихолог, учитель родного языка и литературы
Галина Лаптева. Перед учебным годом именно она отправляется за учениками на родовые угодья. Для хантыйских ребят она – вторая мама и связующее звено между стойбищем и школой.
Для адаптации учеников начальных классов Галина Лаптева создала проект «Пластилиновое стойбище или Сказка». Для северных народов большое значение имеет взаимовыручка. Дети вместе лепят из пластилина миниатюру родного хантыйского стойбища, планируют расположение построек, договариваются, кто и что будет делать. В средних классах ребята участвуют в конкурсе «Сказочник – Монть ко». За лето они узнают как можно больше сказок от своих родных, а во время учебы оформляют их и делают к ним рисунки. В старших классах ученики проводят исследовательскую деятельность. Среди их работ – изучение топонимики бассейна реки Пим, проекты, посвященные погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам и родственникам.
– Дети очень хотят в школу, и в то же время они не знают, куда поедут и что с ними будет. В начальных классах они долго скучают по родителям, бабушкам-дедушкам. Родители понимают, что сейчас без образования никуда, и настраивают их на учебу. В это время им важна поддержка близкого человека. Я стараюсь найти для них самые простые и ласковые слова: «Не бойся, я с тобой!», – делится этнопсихолог.
В ляминской школе созданы условия, чтобы хантыйские ребята были близки к своей культуре. Они занимаются этноспортом, изучают родной язык, фольклор. И все же Галина Лаптева надеется, что когда-нибудь в Югре создадут школы, которые будут в шаговой доступности от родовых угодий, чтобы дети не были оторваны от родительского дома.
Читайте также
Последние новости