Никакого шовинизма, но я заметил, что немало бездетных руководителей без семьи, от 45 и старше, отсчитывают мир от себя. Нет жизненной школы компромисса со своим не рожденным ребенком и трудно искать его с другими. В разные годы работал с такими, и у многих одно общее — диктаторская безжалостность, скрытое неуважение ко всем, кроме главбуха. Как награда — репутация эффективного легкоуправляемого управленца. Настораживают женщины после 45 лет, поймавшие волну, у которых дача, как музей, «подруги» со связями, шкафы с дорогим барахлом, иномарки. Интересно, променяла бы мадам наща-а-льница зарплату, некоторые накопления в банке, тайных любовников на детский поцелуй, писк «мама», нарисованный цветок на 8 марта, неловко приготовленный руками ребенка торт? У мужчин такого типа дети бывают, но должность в большинстве случаев побеждает семью, и отпрыски становятся «проблемными» где-то там, на стороне.
Не имея талантов для создания своего бизнеса, книги, газеты, изобретения, клиники, галереи, такие люди берут въедливостью и самоотдачей. Если дело идет к оплеухе от начальства, могут работать по 16 часов в сутки. Ведь если выдернуть должность из-под такого человека, останется оса, поблёкшая без жала. Отменив свою семейную жизнь, она прикладывает максимум усилий, чтобы отнять ее у всех, кем руководит, обесценивает усилия имеющих свое мнение, поднимает на щит выструганных стукачей. Вне стен кабинета — она лучезарное существо, стимулирующее подпитку своего имиджа профессионала. В своем коллективе — чудовище, к которому не подкопаешься. На деле ее система, построенная на страхе, гнилая, шаткая, не развивается. Результаты лишь не портят статистику.
В городах Башкирии очень востребован тип взрослых женщин-управленцев без семьи. Среди них немало профессионалов толерантных, порядочных, внутренне эмоционально развитых. Но, к сожалению, много тех, кто в коллективе отменил каждого по отдельности и заменил на биомассу, которую не жалко. Полезные они очень. На больничные практически не уходят, их в любой момент можно построить на подоконнике. Через них легко заставить коллектив выполнять бесплатную работу. В таких условиях в Башкирии должны были развиться профсоюзы, но произошло обратное. До середины 2000-х годов последние профкомы тихо сжевали кризисы и временщики, оставшиеся — декорации. Настоящие профсоюзы с полномочиями на госпредприятиях, производствах не появляются. Люди инертны. Лишь доведенные до отчаяния, фактически выдавленные из обоймы, едут жаловаться в головные ведомства или составляют иски в суд.
Мне повезло столкнуться с нарциссами-людоедами и научиться их распознавать. Маркер — полная закрытость личной жизни. В ней как бы нет черных пятен, но и светлых тоже, лишь слухи. Если у твоего 45-летнего будущего работодателя нет детей, жены (мужа) и ничего не известно о личной жизни, где-то там за теплым голосом и мягкой улыбкой может сидеть людоед. Первое, что он сделает на собеседовании, мастерски взломает границы твоего личного пространства и будет ходить там, как у себя в огороде. Так, по-доброму, весело и непринуждённо нащупает твои слабые места: отсутствие дополнительных профессий, семья, больной ребенок, кредит. Кстати, без семьи чудовище кандидата, скорее всего, не примет на работу, рычагов мало. Плохая биомасса.
Это прозвучит дико и непонятно. Но в ответ надо также весело, почтительно взламывать личное пространство чудовищ-карьеристов. Это может привести высушенных внутри в замешательство. Они любопытны и захотят открыть «шкатулку с секретом». Психологи говорят, что более чем в половине случаев карьерист-нарцисс возьмет вас с испытательным сроком, дабы понять, что вы за штучка, сломать. Этого достаточно, чтобы перетоптаться три месяца до нахождения более подходящей работы. Обольщаться нельзя: любой ниже по касте — лишь хворост на пути людоеда к вершине.
Стопроцентное выполнение его требований — страшная ошибка. Вы вылезете из кожи, а он это сделает нормой и постоянно будет возвращать в изматывающий неоплачиваемый ритм с работой на дому. Такие зрелые руководители постоянно будут вас раскачивать, выводить из себя, противопоставлять своим фаворитам. Когда взорветесь, вгонят в вину, «простят». И вот, готов новый винтик ржавого маховика, который с трудом вращают три-четыре «накосячивших» профессионала. У нарциссов каждый должен чувствовать вину.
Что взамен? Переключение всех эмоциональных и душевных сил на работу, бесперспективные, отравленные, копеечные годы. Стресс. Людоед-нарцисс будет делать из вас свое механистическое подобие. Опасность этого высока, если работа любимая. Не раз видел людей, выжатых и вышвырнутых нарциссами-людоедами. Они ожесточились, озлобились, жалеют, что не боролись.
Привести в чувство чудовищ, особенно на госпредприятиях, не трудно, а страшно. Страшно испачкаться. К сожалению, провинциальные коллективы не понимают, что время изменилось. «Большой брат» в Башкирии стал более сменяем, прозрачен, присутствует в соцсетях. Скоблится федеральными надзорниками. Документ (не анонимка) отправленный руководству, может вытянуть в струнку любого Калигулу средней руки. Знаю несколько рабочих, техничек, подавших иски на начальников и выигравших их. Они работают на тех же местах много лет. Это реалии, в которые 90 процентов людей не хотят верить. Им жалко пять тысяч рублей на иск, чтобы отвоевать дополнительные 90 тысяч рублей в год.
В любом случае надо проще относиться к работе, как к одной из плоскостей жизни. Без вариантов. Была бы шея, хомут обязательно найдется. Счастливых, ушедших от нарциссов спецов, тоже много. Лишь уйдя, они поняли, насколько это был правильный шаг!
Главное, научиться распознавать высушенных изнутри. Сегодня нарциссы-людоеды уже не сидят на должности по десять лет и проявляются гораздо раньше. Создавая видимость коллегиальности, они ведут изощренную игру от себя, вводят тотальный мелочный контроль (так почти все становятся виноватыми), прикрываются «большим братом». Играть по их правилам нельзя никогда. Не выиграешь.
Читайте также
Последние новости