Уже неоднократно вижу в соцсетях душераздирающие списки якобы уничтоженных «олигархами» предприятий Башкирии. Их специально захватили только для полной ликвидации по какому-то плану. Далее — апокалиптические измышления, проклятия в адрес правительства, сотни «лайков», комментариев, травящих душу. Да, до сих пор тяжело, больно и обидно принимать новые реалии российской экономики. Когда 120 человек на компьютеризированных линиях производят столько же продукции, сколько 540 в 90-х (Туймазинская птицефабрика).
Вот он, список якобы уничтоженных заводов (их написание в фейках сохранены — прим. автора):
УЗЭМИК, «Конди», БЭТО, УЗКА им. Кирова, УЗЧП («чертежка »), ЗТО, Уфимкабель, Кирпичные заводы УКСМ, Химпром, УХБК, Фирма «Мир», Кондитерская фабрика №1, УПТФ «8 марта », УТФ («трикотажка»), УЗГО «Горнас», Чаеразвесочная фабрика «Теастан », Речное пароходство, Молочный завод, Макаронная фабрика, УМЗ, «Электроаппарат», УЗПМ («Пишмаш»), Башмебель, Ламповый завод, ДОК, «Промсвязь», Уфагалантерея, Хлебзавод, Башкирский производственный комбинат, РЭБР, Сортопрокатный завод, Агидель, Протезный комбинат и другие.
Но внезапно в дискуссию вступили уфимские журналисты, бизнесмены. Не отвергая рейдерства, бестолкового менеджмента директоров-временщиков, они «нарисовали» реальную картину экономики республики:
— УЗЭМИК переехал в Нефтекамск. Он не нужен в центре Уфы. Молочный завод на улице Бессонова снесли, теперь вместо него есть новый современный в северной части города. Хлебзаводов, включая мини-пекарни, очень много. Большинство пищевых производств безнадёжно устарели. И легче построить новые, чем модернизировать старые. Уфимкабель переехал в Дему, в новый корпус. Кирпичные заводы, которых тоже много в республике, вывели за черту городов. БЭТО выпускает коммутационное оборудование. Химпром отравлял водозабор через сточные воды, что приводило к коллапсу водоснабжения Уфы. «Трикотажка» уменьшилась и улучшилась. Чаеразвесочная фабрика «Теастан» также перенесена за черту города. Протезный комбинат, «Электроаппарат» работают. УЗПМ («Пишмаш»)? Кому сейчас нужны пишущие машинки? Коллекционерам? Тоже самое по многим пунктам фейка.
Почти все они еще во время СССР выдавали товары по «золотой» себестоимости, а в это время Китай занял рынок. Содержать государству частные предприятия с вредными условиями труда в центрах городов только ради того, чтобы «было, где работать, неважно как»? Тогда проще раздавать бюджетные деньги на улице. К тому же на ряде предприятий основной была «оборонка», ширпотреб — лишь попутным. Но «оборонку» реформировали, потому что начали считать деньги. Рынок отмёл балласт. Спрос — вне идеологий и эмоций. Некоторые перекредитованные предприятия спасти было невозможно. Инвесторы шарахались от них, как от огня.
Уфимский трикотаж, например, пришлось приспособить под потребителя, потому что появился выбор. «Молочка» разукрупнилась, стала компактной и повсеместной. Появились тысячи (!!!) микропредприятий и рыночных ниш, которых и в помине не было в СССР.
Возврата к плановости, гигантомании, к принципу «на одного с сошкой — семеро с ложкой» (страны соцлагеря) больше не будет.
Фейкеры не упомянули ситуацию в Туймазах, где несколько предприятий имели статус союзного значения. Завод медстекла растаскивали временщики, а когда попытались спасти, было уже поздно, на модернизацию требовались заоблачные суммы. Сейчас на его месте создаются другие предприятия. Оборудование суконного комбината также безнадежно устарело. Его новые собственники просто выжали из него все возможное и отошли в тень. «Туймазыфарфор», «Санфаянс» тоже не справились с растущей себестоимостью продукции. От «ТЗГО и А» — (нефтеавтоматика) остался компактный цех. Фабрику нетканых материалов задавил лизинг. Но нетканщики переоформились в пять динамичных цехов и фабрику — «Риа-пласт», выпускающую полипропиленовую тару в селе. Их инженерно-управленческий потенциал остался в районе. Машиностроение, швейная фабрика тоже трансформировались и сохранились. Более 5000 рабочих закрывшихся предприятий, по данным ЦЗН, трудоустроились. В Туймазинском районе за 15 лет было создано более 10 новых современных производств. На глазах модернизируются и меняются туймазинские теплицы, которые в прошлом году выдали 51 процент от всех произведенных в республике тепличных овощей и заслужили мощную господдержку. «Трудная» экономика, но живая.
За 18 лет я насмотрелся на временщиков в дорогих костюмах, персонал, получающий нищенскую зарплату, цеха, где люди за 10 лет превращались в инвалидов, работая на вредном, устаревшем оборудовании. Потом им устанавливались социальные выплаты, кстати, из нашего с вами кармана.
Нам не нужны вечно предбанкротные заводы-динозавры, где на 100 рабочих было 20 управленцев. Проблем еще очень много, и СМИ о них пишут. Но пребывание в психологическом апокалипсисе некоторых «гениев» соцсетей, видимо, неизбежно. Они с идиотическим старанием создают другую Башкирию — совково-виртуальную, существующую только в их воображении.
Читайте также
Последние новости