Самые смелые шаги России по введению цензуры в интернете начались с самого банального шага – с рассылки бюрократических писем и бланков по электронной почте.
В этих сообщениях Роскомнадзор, самый могущественный регулятор интернета в России, потребовал от компаний-провайдеров и операторов связи по всей стране указать технические характеристики – такие как объёмы трафика, спецификации оборудования и скорость соединения. Затем появились «чёрные ящики».
Компаниям не оставалось ничего другого, как отойти в сторону, когда утверждённые правительством технические специалисты подключали собственное оборудование к их компьютерным системам и серверам. Новые устройства, иногда запертые и опечатанные, связаны с центром управления в Москве, что дало властям потрясающие новые возможности по блокировке, фильтрации и замедлению сайтов, ознакомление с которыми они считают нежелательным для российской общественности.
Этот процесс, идущий с 2019 года, представляет собой начало, наверное, самой амбициозной в мире цифровой цензуры за пределами Китая. При президенте Владимире Путине, который как-то назвал интернет «проектом ЦРУ» и рассматривает его как угрозу своей власти, российское правительство пытается подчинить себе когда-то открытый и свободный рунет.
Оборудование Роскомнадзора установлено в серверных крупнейших российских интернет-провайдеров и операторов сотовой связи, включая Ростелеком, МТС, Мегафон и Вымпелком, как рассказал один из высокопоставленных российских законодателей в этом году. Это затрагивает огромное большинство из более 120 млн. российских пользователей.
Мир впервые увидел новые инструменты России в действии, когда этой весной была замедлена скорость Твиттера. Так в первый раз была пущена в ход система фильтрации. С тех пор были заблокированы и другие сайты, в том числе несколько, связанных с оппозицией.
«Это то, что может найти подражателей в мире, — сказала Лаура Каннингем, бывший руководитель программ Госдепа США по свободе в Интернете. — Модель цензуры, применяемая в России, может быть быстро и легко воспроизведена другими авторитарными правительствами».
Российская технология цензуры это фильт между интернет-провайдерами и пользователями, просматривающими веб-страницы на экране телефона или компьютера. Программное обеспечение, которое часто связывают с перехватом отправляемых писем, — так называемое «глубокая проверка пакетов» — фильтрует данные, передаваемые по сети, замедляет сайты или удаляет нежелательный контент, в соответствии с программой блокировки.
Эти запреты и ограничения угрожают перевернуть цветущую цифровую жизнь в России. В то время как политическая система цепляется за культ личности Путина, а телеканалы и новостные издания сталкиваются с жёсткими ограничениями, онлайн-культура изобилует активизмом, чёрным юмором и зарубежным контентом. Расширение цензуры интернета может вернуть страну к более глубокой форме изоляции, сродни эпохе Холодной войны.
Россия использует технологию цензуры, чтобы получить больше рычагов воздействия на западные интернет-компании, в дополнение к запугиванию юридическими методами. В сентябре, после того как правительство пригрозило арестовать местных сотрудников Google и Apple, компании удалили приложения, связанные с оппозицией, перед общенациональными выборами.
Роскомнадзор, курирующий эти усилия, теперь может пойти дальше. Он пригрозил закрыть YouTube, Facebook и Instagram, если они сами не заблокируют определенный контент. После того, как в этом году власти замедлили работу Твиттера, компания согласилась удалить десятки постов, которые правительство сочло нарушающими закон.
Попытки России по введению цензуры в интернете не встретили большого сопротивления. В США и Европе, которые когда-то были решительными поборниками открытого интернета, лидеры в основном хранят молчание на фоне растущего недоверия к Кремниевой долине и собственных попыток бороться с наиболее серьезными злоупотреблениями в Интернете. Чтобы оправдать собственные репрессии, российские власти указывают на меры по регулированию этой сферы в западных странах.
Со своей стороны, Роскомнадзор опубликовал заявление, в котором говорится, что «российское законодательство в области СМИ и информации не допускает цензуры», и что в законе «четко определены типы контента, который является вредным и представляет угрозу» для граждан.
Многие задаются вопросом, есть ли у России технический опыт или политическая воля, чтобы перекрыть основные онлайн-ресурсы развлечений, получения информации и работы для своих граждан. В 2018 г., до введения новой технологии цензуры, власти отказались от попытки закрыть Telegram из-за технических проблем и возмущения общественности. Многие считают, что следующей целью будет YouTube, т.к. его используют независимые СМИ и критики Кремля, что тоже может вызвать возмущение общественности.
Тем не менее, доступ к интернету все чаще используется как инструмент политической власти. В последние годы правительства Индии, Мьянмы, Эфиопии и других стран использовали отключение интернета для подавления очагов инакомыслия. В России интернет отключали во время антиправительственных протестов в Ингушетии в 2018 г. и в Москве в 2019 г.
Примером для подражания является Китай. В течение многих лет российские политики вели переговоры с китайскими официальными лицами о создании собственного Великого файрволла, и даже встречались с создателем фильтров, блокирующих иностранные сайты. В 2019 г. во время международной конференции в Китае Роскомнадзор подписал соглашение с аналогичным китайским ведомством, касающееся ужесточения государственного контроля над интернетом.
Но в отличие от Китая, где есть три государственных телекоммуникационных предприятия, которые предоставляют пользователям доступ в интернет, в России интернет-провайдеров тысячи, что затрудняет цензуру. Вот тут-то и появляются «черные ящики», дающие в руки чиновников скальпель, а не кувалду для фильтрации определенных сайтов и сервисов, не отрубая пользователям доступ в интернет.
Читайте также
Последние новости