Следующая новость
Предыдущая новость

Как России удается выживать в условиях санкций

Как России удается выживать в условиях санкций

Когда американцы обсуждают российскую экономику, в разговоре доминируют такие слова как коррупция, клептократия и нефтегосударство. На самом деле эти громкие слова попросту лишены смысла. Любой, кто имеет даже самое поверхностное представление о России, прекрасно знает, что страна плохо управляется. Однако, главный вопрос заключается не в том, почему экономика России работает неэффективно. Вопрос в том, как после четырех лет низких цен на нефть и экономических санкций Кремлю удается выживать и чувствовать себя столь уверенно.

Разумеется, такие понятия как коррупция и нефтегосударство во многом соответствуют действительности. Нефть и газ играют огромную роль в российской экономике. Но, несмотря на коррупцию и несмотря на низкую эффективность управления, Россия пережила четыре года войны и санкций в целом благополучно. Она вела войну на Украине и в Сирии. Она наложила контр-санкции на западных производителей и на Украину.

Подпись к изображению: Дмитрий Медведев, Владимир Путин и Вячеслав Володин

И на этом фоне Путин недавно выиграл очередные выборы, (разумеется, не лишенные изъянов) набрав более двух третей голосов российских избирателей. Российская элита в целом, можно сказать, объединяется вокруг него. Как России это удается? Столкнувшись с западными санкциями из-за своей ядерной программы, Иран пошел на уступки и подписал соглашение, из которого администрация Трампа недавно вышла. Даже Северная Корея, по крайней мере, отчасти, реагирует на санкции, и в прошлом проявляла готовность заключить сделку в обмен на снятие санкций. Россия же, по крайней мере, до сих пор, оказалась относительно невосприимчивой к экономическому давлению.

За счет чего России удается выдерживать давление санкций? Во-первых, правительство уделяет приоритетное внимание макроэкономической стабильности, сохраняя низкий уровень дефицита бюджета. Во-вторых, оно перенесло бремя расходов на плечи населения путем девальвации национальной валюты. В-третьих, оно оказало помощь компаниям, попавшим под санкции, с помощью банковской системы. До сих пор эта система работает. Кремль удерживает контроль над ситуацией внутри страны и проводит независимую внешнюю политику. Он не поддался давлению и не пошел на компромисс с Западом.

Россия уделяет приоритетное внимание макроэкономической стабильности – ограничивая дефицит бюджета и удерживая на низком уровне внешний государственный долг – с тех пор, как Путин пришел к власти в марте 2000 года. Все поколение людей, которые в настоящее время управляют Россией, пережило два финансовых кризиса в годы становления новой государственности, сначала в 1991 году, когда Советский Союз распался, а затем снова в 1998 году. Правители России твердо привержены идее макроэкономической стабильности, поскольку они на личном опыте хорошо знают, к каким последствиям может привести потеря контроля над ситуацией.

Даже хорошо управляемые страны изо всех сил стараются распоряжаться своими ресурсами разумно и ответственно. Богатые нефтью автократии, как правило, управляются менее эффективно, чем прочие страны. Попробуем провести мысленный эксперимент. Представим себе страну, зависящую от экспорта нефти, в которой к власти пришел молодой подполковник, который решил использовать службы безопасности для укрепления своей позиции. Такое государство существует не только в России (Путин был подполковником КГБ), но также в Венесуэле (Чавес тоже имел звание подполковника). Целесообразно задуматься над их различиями. Экономические успехи Путина часто связывают с колебаниями цен на нефть, однако одного этого фактора недостаточно. Если Венесуэла безрассудно тратила свои доходы от экспорта нефти, то Россия вела себя исключительно дальновидно, выплачивая долг и накапливая резервы.

С тех пор как Россия вступила в нынешний кризис в 2014 году – столкнувшись с обвалом мирового рынка нефти и западными санкциями – она полностью придерживалась правил «путиномики». Кремль удерживал бюджетный дефицит на низком уровне, а в соотношении с объемом валового внутреннего продукта (ВВП) он не превышал 3,4 процента, что гораздо ниже, чем аналогичный показатель США в нынешнем году. Россия сбалансировала свой бюджет с помощью второго элемента своей антикризисной политики, резкой девальвации рубля, которая переложила бремя расходов на население.

Дело в том, что почти половина доходов правительства России обеспечивается экспортом нефти и газа, которые продаются за доллары на международных рынках. В то же время почти все государственные расходы – зарплаты, пенсии, и так далее – осуществляются в рублях. Россия не может контролировать цену на нефть и не может контролировать объем экспорта. Однако, Кремль может контролировать цену барреля в рублях. Позволив рублю обесцениться по сравнению с долларом, Кремль добился того, что получил большее количество рублей в виде налогов за каждый проданный баррель нефти.

Несмотря на то, что цены на нефть были катастрофически низкими в 2014 и 2015 годах, Кремль одновременно снизил цену рубля на соответствующую величину. Таким образом, он получил примерно такое же количество рублей в конце 2015 года, как и в начале 2014-го, и в результате баланс бюджета в основном удалось сохранить.

Динамика реальной заработной платы в России (2014 год — 100%)

Девальвация рубля позволила правительству достичь своих целей. Кремль сохранил финансовую устойчивость, которая была ему так необходима. Но российскому народу за это пришлось дорого заплатить. Девальвация рубля спасла бюджет, переложив все экономические тяготы на плечи населения. Импортные товары, цены на которые измеряются в основном в долларах или евро, стали слишком дорогими для россиян. С увеличением цен на импорт, в стране резко подскочила инфляция. Однако, доходы россиян при этом не увеличились, иными словами, они стали беднее.

Доходы, скорректированные с учетом инфляции, упали на фоне кризиса более чем на 10 процентов. Если бы подобное произошло в Соединенных Штатах, население уже вышло бы на улицы «с вилами в руках». Однако, россияне не объединились в сопротивлении правительству, которое заставило их нести все издержки, связанные с кризисом, во всяком случае, до сих пор ничего подобного не произошло.

По всем показателям, которыми мы располагаем, россияне по-прежнему одобряют деятельность Путина на его посту. Политологи, которые исследовали данные социологических опросов, говорят, что истинный уровень поддержки может быть около 70 процентов. В любом случае, это гораздо более высокий показатель, чем тот, которого можно было бы ожидать после болезненного экономического кризиса. Не было зафиксировано ни одного случая массовых протестов против низкой заработной платы, и в будущем они также маловероятны. Таким образом, у правительства нет никаких стимулов освобождать население от бремени издержек, необходимых для балансирования бюджета.

Процент одобрения и неодобрения деятельности Путина среди россиян (синий – одобрение; красный – неодобрение, серый – нет ответа)

После введения западных санкций в 2014 году России пришлось не только распределить издержки, переложив некоторую их часть на плечи населения, но и оказать помощь определенным компаниям. Кремль решил сделать это через банковскую систему. Вместо того, чтобы переводить деньги непосредственно на счета пострадавших компаний, что могло бы привлечь внимание и вызвать массовое недовольство россиян, которые считают, что также заслуживают поддержки и помощи со стороны государства, Кремль спрятал свою финансовую помощь компаниям в банковской системе.

В течение года после введения санкций несколько новых частных банков быстро росли, заимствуя доллары у Центрального банка России и используя эти средства для предоставления кредитов компаниям, пострадавшим от санкций. Таким образом, удалось сохранить даже самые закредитованные компании России, оказавшиеся объектами западных санкций. С тех пор большинство банков, демонстрировавших бурный рост в 2014-2015 годах – в основном за счет кредитования компаний, против которых действовали санкции – обанкротились.

Налогоплательщики, как говорится, «расплатились за ужин». Тем не менее, поскольку эта финансовая поддержка – как банков, так и попавших под санкции компаний, получавших кредиты – была замаскирована в банковских операциях, мало кто из россиян что-нибудь понял, и еще меньшее число граждан выразили недовольство. В долгосрочной перспективе правительство, разумеется, заплатит десятки миллиардов долларов, чтобы спасти банки, а средства будут получены за счет увеличения налогов и снижения расходов на здравоохранение, инфраструктуру, образование и другие статьи, повышающие уровень жизни россиян.

После решения США о введении новых санкций против нескольких российских олигархов и компаний в апреле 2018 года, многие аналитики задаются вопросом, способна ли Россия выдержать этот новый раунд санкций. Однако, до тех пор, пока население России будет оставаться покорным и смиренно терпеть сокращение своих доходов, нет никаких оснований полагать, что Кремль не повторит свой маневр 2014 года. Чтобы вызвать в российской экономике более глубокий кризис, чем в 2014 году, потребовались бы значительно более суровые санкции. К такому эффекту могли бы привести санкции в отношении российских долговых бумаг или блокирование доступа к системе международных расчетов Swift.

Однако, чем более явно экономические проблемы России связаны с санкциями США – в отличие от бесхозяйственности путинского правительства – тем легче Кремлю свалить всю вину за эти проблемы на враждебный Запад. Санкции уже привели к масштабным потерям для российской экономики, поскольку они сдерживают инвестиции и модернизацию. Но Кремль готов смириться с этими издержками. И российский народ демонстрирует готовность терпеть, позволяя власти переносить на себя бремя расходов. Пока россияне не начнут выражать недовольство, у Кремля будет сохраняться простор для маневра и устойчивость внешней политики, в которой он нуждается.

Источник

Последние новости