Премьер-министр Армении Серж Саргсян был вынужден уйти в отставку всего через шесть дней после начала его срока, после чего массовые протесты были добровольно приостановлены, а Национальное собрание приняло решение о его преемнике.
Но некоторая политическая неопределенность в Армении ставит под угрозу хрупкое перемирие с Азербайджаном по поводу неурегулированного конфликта в Нагорном Карабахе, что, в свою очередь, может иметь широкие стратегические последствия.
Россия связана с Арменией договором, который обязывает ее оказать Еревану помощь в случае конфликта, в то время как Турция имеет тесные культурные и экономические связи с Азербайджаном. Таким образом, конфликт в Нагорном Карабахе может представлять угрозу для взаимоотношений между Россией и Турцией, в то время как они постепенно развивают сотрудничество на Ближнем Востоке, особенно в Сирии.
Российское вмешательство в сирийскую гражданскую войну имеет главной целью сохранение власти президента Башара аль-Асада. Россия рассматривает этот конфликт как повод поддержать Асада и его сторонников в Иране, чтобы бросить вызов гегемонии США и их ближневосточных союзников, в частности, Саудовской Аравии.
В то же время, Турция сосредоточена прежде всего на сдерживании курдских военизированных группировок, поддерживающих Асада, особенно Отрядов народной самообороны (YPG). Турция рассматривает YPG как филиал Рабочей партии Курдистана, курдской националистической организации, которая прежде вела вооруженную борьбу против турецкого государства и поддерживала Сирийскую свободную армию в ее попытках смены режима в Сирии.
Таким образом, Россия и Турция имеют различные интересы в Сирии, и обе страны уже вступали в прямую конфронтацию: турецкие истребители в 2015 году сбили российский бомбардировщик, обвинив его в нарушении воздушного пространства Турции во время операции на границе с Сирией.
Однако по мере завершения гражданской войны в Сирии Россия и Турция прагматично реагируют на изменение обстановки на местах. Террористическая организация ДАИШ была вытеснена с большей части территории страны, и правительство Сирии вернуло контроль над ключевыми городами, ранее захваченными повстанческими группировками. Турция запросила и получила одобрение России на нанесение авиаударов по YPG в северной Сирии, а в апреле обе страны встретились с Ираном для обсуждения сотрудничества в послевоенном плане стабилизации.
Однако, этому сотрудничеству вполне может угрожать тот факт, что они занимают противоположные позиции в армяно-азербайджанском конфликте: Россия и Турция ранее обменивались жесткими заявлениями по поводу Нагорного Карабаха.
Нагорный Карабах – это горный лесистый район, окруженный Азербайджаном, но населенный преимущественно этническими армянами. Несколько лет межэтнического конфликта между армянами и азербайджанцами в конце восьмидесятых годов привели к полномасштабной войне между двумя этими странами после распада Советского Союза. В 1994 году Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) заключила соглашение о прекращении огня, однако лишь немногие наблюдатели продолжают следить за соблюдением мира на так называемой «линии соприкосновения».
Этот конфликт вспыхивал вновь несколько раз за последнее десятилетие. Последний подобный случай имел место совсем недавно, в апреле 2016 года, когда Азербайджан предпринял наступление в северной части Нагорного Карабаха. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция будет поддерживать Азербайджан в его противостоянии с Арменией «до конца», на что российским министр иностранных дел Сергей Лавров ответил, обвинив Турцию в одностороннем подходе к конфликту.
Поскольку стабильность нынешнего правительства Армении остается под вопросом, нервные армянские командиры в Нагорном Карабахе или ободренные событиями азербайджанские силы могут спровоцировать новую волну насилия и заставить Турцию и Россию снова оказаться по разные стороны конфликта, что поставит под угрозу их сотрудничество в Сирии.
Серж Саргсян ушел в отставку 23 апреля. Он отказался от своего обещания уйти из политики, заняв пост премьер-министра, который он создал в рамках конституционных реформ в Армении в 2015 году. Его президентский срок был отмечен экономическим застоем, неспособностью урегулировать напряженность в Нагорном Карабахе, а также обвинениями в коррупции.
Стало известно, что Национальная Ассамблея назначила лидера движения протеста Никола Пашиняна на должность премьер-министра. Одной из важнейших проблем для него будет урегулирование нагорно-карабахского конфликта.
Важно подчеркнуть, что Саргсян родился в этом районе, и его многочисленные сторонники могут резко отреагировать на любые провокационные действия со стороны Азербайджана. Пашинян, в свою очередь, принял жесткую линию поведения в отношении Азербайджана в качестве средства повысить свой авторитет в сфере безопасности.
Наилучшим способом для России и Турции избежать прямой конфронтации из-за Нагорного Карабаха является сотрудничество с Арменией и Азербайджаном по этому вопросу через Минскую группу ОБСЕ. Приверженность всех сторон к участию в дальнейших переговорах после разрешения политического кризиса в Армении может оказаться достаточной гарантией мира.
Даже если в послевоенной Сирии не удастся провести всеобъемлющие демократические реформы, чрезвычайно важно, чтобы ближайшие события в политике Армении и армяно-азербайджанских отношениях не привели к разногласиям между Россией и Турцией, что стало бы шагом назад для мирного процесса в Сирии.
Читайте также
Последние новости