Агафья Лыкова в представлении читателю не нуждается: в 80-е годы эта сибирская отшельница получила всесоюзную славу. Тогдашняя «Комсомольская правда» посвящала ей целые циклы статей, написанные Василием Песковым, позже были и книги, и передачи, и много что еще. В новейшую эпоху подсуетился и рынок, предлагая покупателю многообразные косметические средства под маркой «Рецепты бабушки Агафьи». И хотя производители ссылались на то, что у них есть какая-то своя травница по имени Агафья, всем было понятно, кто тут настоящий двигатель рекламы...
В последние годы о 73-летней отшельнице почти ничего не слышно, но это не значит, что люди ее не навещают. Геологи и лесники продолжают изредка доставлять ей на вертолете необходимое. Разве что не пишет пресса. Корифей журналистики Василий Песков, писавший «Таежный тупик» на протяжении нескольких десятилетий, умер в 2013 году. Но вот Агафья вернулась в публичное пространство. На днях ей посвятили десятки публикаций. Но каких.
Об отшельнице эмоционально высказался губернатор Хакасии Виктор Зимин (на территории этого региона Агафья и проживает). На прямой линии кто-то спросил губернатора, как попасть в гости к староверке. И тут Зимина прорвало. Признавшись, что он «не очень любит эту бабушку», глава региона возмутился, что ее обслуживание обходится слишком дорого: «Каждый житель хотел бы иметь такие условия бесплатные: снабжение, полеты, связь, авиация». Он сослался на мнение своей матери, которая «всегда возмущалась» несправедливостью заботы государства об Агафье, которая «ни дня не работала», а семья ее «спряталась от войны». Губернатор заявил, что заповедник, в котором живет Агафья, не место для туризма и для полетов вертолетов, и он запрещает появляться там вертолетам из Кузбасса (власти соседнего региона поддерживают Агафью на протяжении двадцати лет). «Не имеете права туда ни прилетать, ни садиться, и позорить нас не надо». Заботу соседей он назвал «политически красивым» жестом.
Хочется спросить — что это было? Возможно, оговорка, эмоциональный всплеск, и вообще журналисты всё переврали, как всегда. Такие пути «отступления» для хакасских властей были, но они ими не воспользовались. Пресс-секретарь губернатора позже, уже «на холодную голову», подтвердил, что затраты на полеты к Агафье нецелесообразны (цитата по РИА «Новости»), и «жители республики согласны с мнением главы». «В месте, где она проживает, нельзя вести никакой хозяйственной деятельности и уж тем более организовывать туры с помощью авиационной техники... Лыковой много раз предлагали переселиться к людям, но она отказалась».
Вот так. Между прочим — очень показательно. В истории Агафьи за сорок лет отражается история нашего общества. Закономерен был как всплеск интереса к ее судьбе, так и сегодняшний губернаторский отлуп.
Лыковых — тогда их было пятеро — геологи случайно обнаружили в конце 70-х. Семья староверов убежала от цивилизации (и от репрессий) в 30-е годы — поэтому претензия о том, что «спрятались от войны», звучит довольно дико. Они о ней вообще не знали. Они ни о чем не знали, изредка удивляясь самолетам в небе. За полвека у Лыковых не было никаких контактов с цивилизацией, всем они обеспечивали себя сами. Неудивительно, что на них сразу набросились ученые, исследуя их иммунитет, быт, язык и т.д. и т.п. Неудивителен и трагический исход этого интереса: почти все Лыковы разом умерли в 1981 году от того, что их организмы не справились с привезенной с «большой земли» простудной инфекцией. Осталась одна Агафья, которая и стала «звездой» для позднесоветской прессы.
Почему? Потому что в эти относительно сытые и спокойные времена — после десятилетий войн, революций и чисток — общество, наконец, устало от борьбы со всем несоветским. А Лыковы, которых с современной точки зрения можно назвать религиозными фанатиками, и были таким воплощением антисоветского. В 30-е – 40-е их, если бы поймали, судили бы, они не могли бы стать предметом интереса прессы и позже. И только в 70-е общество отказалось от кондовых запретов. Появился интерес к памятникам старины, таким, как Кижи, начали снимать фильмы о Белом движении, возник феномен «деревенской прозы»: в прежние времена ни Белова, ни Распутина с их «ретроградными» взглядами и на порог советской литературы не пустили бы. Тут кстати обнаружили Лыковых. Появление Агафьи как носительницы такой народной нравственности и веры, отторгшей цивилизацию, закономерно. Да и «цивилизация» в прессе 80-х была, скорее, категорией ругательной — со всеми ее чернобылями, нитратами, разрушением экологии.
Это один «полюс» всероссийской популярности Агафьи. Другой — сегодняшняя речь губернатора. И это тоже закономерно! Еще несколько лет назад подобное выступление было бы самоубийственным для политика. Помните, как детский омбудсмен Павел Астахов лишился должности после того, как неудачно пошутил с пострадавшими детьми?
Сегодня слова губернатора не только никто не опровергает, никто и не считает их чем-то из ряда вон. Кризис в широком смысле, как общее ухудшение фона, делает свое черное дело. Представителям власти не хочется больше делать хорошую мину при плохой игре, напяливать на лицо улыбку и заниматься прочим политесом. Губернатор Хакасии сказал про неудобную для бюджета старушку всё, что думает. Завтра кто-нибудь еще из высоких кабинетов скажет всё, что думает, про каких-нибудь дольщиков, в отношении которых сегодня еще в ходу примирительная риторика типа «Мы сделаем всё возможное». Хотя, может, несколько месяцев — до выборов — власти и потерпят. Но вообще — тренд понятен. Тоненький налёт цивилизованного общения и отношения стирается в первую очередь, когда наступают трудные времена.
Читайте также
Последние новости