После того как Россия присоединила Крым и оказала военную поддержку сепаратистам в восточных районах Украины, американские и другие западные аналитики выразили озабоченность в связи с возможностью российской агрессии против стран Балтии. Так, в докладе центра стратегических исследований RAND за 2016 год, говорится, что в случае внезапного вторжения российские силы могут оказаться на окраинах столиц Эстонии и Латвии через шестьдесят часов.
Поскольку для переброски и развертывания вооруженных сил США в достаточном количестве для того, чтобы отвоевать страны Балтии, потребовалось бы от трех до шести месяцев, а также в связи с риском ядерного ответа Москвы, у Соединенных Штатов практически не оставалось хороших вариантов реакции на потенциальную агрессию. Учитывая значительный российский военный потенциал в балтийском регионе, на Западе возникла серьезная обеспокоенность в связи с тем, что российские военные учения «Запад» в сентябре 2017 года могут стать предвестием нападения на страны Балтии. Тем не менее, учения прошли по сценарию, и российские войска, судя по всему, вернулись на свои базы без инцидентов.
Тот факт, что Россия не использовала давно запланированные маневры «Запад» как удобный случай для начала военных действий на Балтике, вызывает вопросы о том, действительно ли Россия вынашивает агрессивные планы против балтийских стран. В настоящее время внешнеполитические интересы России не дают никаких оснований для нападения на страны Балтии, и у Запада должны вызывать более серьезную озабоченность внешнеполитические приоритеты Москвы в других регионах. Действительно, заинтересованность в нападении на страны Балтии может возникнуть у России лишь в одном случае: если Москва сочтет, что НАТО сконцентрировало там достаточные силы для того, чтобы представлять угрозу безопасности России. По мнению некоторых аналитиков, США и НАТО могли бы уделять не так много внимания странам Балтии, а вместо этого попытаться понять, в чем состоят реальные интересы России в регионе и каким образом эти интересы угрожают западной демократии и безопасности.
Аналитики, которые предостерегали о возможном нападении России в балтийском регионе, признавали, что вторжение маловероятно. Тем не менее, они заявляли, что НАТО должно увеличить свое присутствие в регионе, поскольку, учитывая ее великодержавные интересы, намерения России являются труднопредсказуемыми. Российские действия на Украине можно воспринимать как признак более масштабных агрессивных или ревизионистских намерений. Страны Балтии прежде были частью Советского Союза, и, согласно некоторым западным аналитическим докладам, сегодня Россия стремится восстановить там сферу своего влияния, учитывая наличие многочисленного меньшинства, состоящего из бывших советских граждан не-балтийских национальностей и их потомков, так называемых русскоязычных, в Эстонии и Латвии. Даже если Россия и не стремится оккупировать страны Балтии, она может предпринять военные действия против них с целью подорвать положение альянса НАТО.
Согласно этой логике, если бы Россия захватила часть или все страны Балтии, а альянс НАТО не ответил бы в соответствии со статьей 5 своего устава, согласно которой нападение на любую страну НАТО считается нападением на весь блок, Россия тем самым фактически разрушила бы НАТО. Даже несмотря на то, что вероятность вторжения признавалась крайне низкой, аналитики обосновывали свои рекомендации тем, что его последствия могли бы быть столь серьезными, что это оправдывает значительное наращивание вооруженных сил США на восточных границах альянса. Однако, подобные рассуждения неверно описывают российские интересы и общие внешнеполитические установки. В недавнем докладе, посвященном анализу российского восприятия международного порядка, эксперты RAND Corporation изложили основные внешнеполитические интересы России, в том числе защиту страны и существующего режима, влияние в странах «ближнего зарубежья», как в России принято называть ближайших соседей, и, соответственно, стремление вновь утвердиться в статусе великой державы.
По мнению российских аналитиков, ближнее зарубежье включает в себя все республики бывшего Советского Союза, за исключением стран Балтии. Они считают страны Балтии абсолютно чужими и полностью включенными в структуры Запада и НАТО. За исключением нескольких особо рьяных «евразийцев», таких как философ Александр Дугин, мало влияющих на сегодняшнюю политику, в России практически нет сил, заинтересованных в оккупации этих государств. Москва действительно проявляет интерес к поддержанию связей с русскоязычными, в том числе с помощью своей «государственной политики в отношении соотечественников», однако это не относится к высшим приоритетам. В отсутствии угрозы ее национальной безопасности, трудно понять, каким образом стратегические интересы России могут привести к нападению на прибалтийские государства. Действительно, тщательный обзор российских стратегических информационных источников позволил авторам еще одного из недавних докладов исследовательского центра RAND заявить об отсутствии «какой-либо серьезной дискуссии по поводу стратегической ценности захвата части или всей территории стран Балтии, будь то в силу их непосредственной ценности, либо в качестве средства ослабления позиций НАТО».
Российское восприятие Украины подчеркивает ограниченную важность стран Балтии для российской внешней политики. Русские, по всей видимости, рассматривают Украину как продолжение России. В некоторых источниках можно встретить термин «Малороссия». Путин в 2008 году объяснял президенту США Джорджу Бушу, что учитывая исключительно тесные связи между Россией и отдельными частями Украины, она не воспринимается как «подлинно независимая страна». В противоположность Украине, страны Балтии – это то место, где в даже советские времена снимались фильмы, действие которых происходило на Западе. Украина является главным приоритетом основных стратегических документов России, таких как Концепция внешней безопасности или Стратегия национальной безопасности, в то время как страны Балтии в этих документах вообще не упоминаются. Российские СМИ и другие общественные платформы видят скоординированные и преднамеренные попытки Запада подорвать позиции России на Украине. В то же время они не могут согласиться с обоснованностью озабоченности Запада по поводу действий российских вооруженных сил в Прибалтике, и склонны воспринимать эту озабоченность как манипуляции со стороны стран Балтии или военно-промышленного комплекса Соединенных Штатов. Россия, возможно, просто не распространяется по поводу планов вторжения в страны Балтии, но то второстепенное значение, которое ей придается, совершенно несовместимо с вероятностью начала наступательной операции российских вооруженных сил против этих государств.
Россия действительно рассматривает НАТО как угрозу своей безопасности и влиянию в регионе, но ее озабоченность связана скорее с продвижением НАТО на восток, чем с взаимными гарантиями защиты в рамках альянса. Отсутствие у России заинтересованности в нападении на страны Балтии не означает, что НАТО следует вывести свои силы из региона. Скорее, сдерживание должно быть пропорционально интересам России. В настоящее время в Польше и странах Балтии развернуты четыре батальона передового базирования. Этих сил достаточно, чтобы заставить Россию не предпринимать агрессивных действий, в которых она не заинтересована, даже несмотря на то, что в случае крупномасштабного российского наступления они не смогли бы его существенно замедлить.
Однако, дальнейшее наращивание сил НАТО в балтийском регионе может изменить позицию России, особенно если Москва воспримет это как угрозу для своего правящего режима. Изучив действия Запада в Ираке, Ливии и на Балканах, российские аналитики выражают обеспокоенность тем, что расширенное военное присутствие НАТО в непосредственной близости может быть предвестником решительного удара или способствовать цветной революции в России. Исходя из сказанного, наращивание присутствия НАТО в Прибалтике может заставить Россию почувствовать мотивацию к вторжению, даже не смотря на то, что с точки зрения Запада, силы, развернутые в странах Балтии, не способны реально бросить вызов России. США и НАТО следует избегать подобного риска.
Читайте также
Последние новости