Если когда-нибудь дипломатические переговоры глобального значения были обречены на провал с самого начала, то это недавние дискуссии между США и Россией по поводу Украины и гарантий безопасности для России.
С российской точки зрения, ситуация абсолютно ясна. «Российская сторона прибыла в Женеву с четкой позицией, которая содержит ряд элементов, настолько ясно сформулированных, в том числе и на самом высоком уровне, что отклонение от нашего подхода просто невозможно», – заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. Он сослался на требования президента России Владимира Путина, высказанные президенту США Джо Байдену, которые затем были более подробно изложены Москвой в форме двух проектов договоров, один из которых – договор о гарантиях безопасности между США и Россией, а второй – соглашение о принципах безопасности между Россией и НАТО.
«Переговоры будут трудными, – сказал тогда Рябков журналистам. – Они просто не могут быть легкими. Они будут чисто деловыми. Я думаю, мы не станем впустую тратить время. Американцы должны быть готовы к достижению компромисса».
Однако, похоже, единственное, что готовы были сделать Соединенные Штаты, это напомнить Москве о так называемых «серьезных последствиях» в случае вторжения на Украину. «Мы предложили им два пути, – сказал госсекретарь Энтони Блинкен. – Один – через дипломатию и диалог, а другой – через сдерживание и масштабные последствия, если Россия возобновит агрессию против Украины». Похоже, и Байден и Блинкен глухи, немы и слепы, когда речь идет о понимании России.
Если США не могут понять, почему концентрация военной мощи НАТО, рассматривающего Россию как единственную экзистенциальную угрозу, воспринимается Россией как враждебный акт, значит им бесполезно объяснять, чем было для советского народа 22 июня 1941 года, и почему Россия никогда больше не допустит повторения подобной ситуации. Именно поэтому переговоры были обречены еще до их начала.
Со стороны Москвы не было никакого позерства, а скорее холодная и жесткая констатация факта: хотите — игнорируйте требования России на свой страх и риск. Соединенные Штаты, похоже, считают, что самый худший сценарий, это вторжение России на Украину лишь для того, чтобы подвергнуться еще более сильному давлению экономических санкций и новым военным угрозам. На самом же деле, наихудший сценарий – это вступление России в прямой вооруженный конфликт против НАТО.
Победителем в таком конфликте будет тот, кто лучше подготовлен к реальности столкновения. Россия готовится к такой возможности уже более года. Она неоднократно демонстрировала способность в самые короткие сроки сконцентрировать более 100 тысяч готовых к бою военнослужащих в точке предполагаемой атаки. В свою очередь, НАТО может мобилизовать 30 тысяч человек после шести-девяти месяцев интенсивных подготовительных действий.
Как будет выглядеть конфликт между Россией и НАТО? Если говорить кратко, он совершенно не будет похож на что-либо из того, к чему готовились силы НАТО. Время работает на НАТО в любом подобном конфликте. Время должно позволить санкциям ослабить российскую экономику, а НАТО – нарастить достаточную военную мощь, чтобы соответствовать военной мощи России без учета ядерной составляющей.
Россия прекрасно осознает это, и поэтому любой ее шаг будет быстрым и решительным. Прежде всего, если до этого дойдет, когда Россия решит выступить против Украины, она сделает это с помощью хорошо продуманного плана действий, и при этом на операцию будет выделено достаточное количество ресурсов для ее успешного завершения. Россия не будет ввязываться в военную авантюру, которая может затянуться, подобно тому, как произошло с американскими кампаниями в Афганистане и Ираке. Россия внимательно изучила операцию «Буря в пустыне» и извлекла все необходимые уроки.
Нет нужды занимать территорию врага, чтобы победить его. Наиболее вероятна стратегическая воздушная кампания, направленная на уничтожение потенциала противника, будь то экономический, политический, военный или все перечисленное, в сочетании с четко сфокусированной наземной кампанией, направленной на уничтожение армии, а не на оккупацию территории. Учитывая подавляющее превосходство России с точки зрения способности проецировать боевую мощь авиации, подкрепленную точными ракетными ударами, стратегическая воздушная кампания против Украины завершилась бы в течение нескольких дней, в то время как США в Ираке для этого потребовалось более месяца.
На местах уничтожение украинской армии практически гарантировано. Выражаясь простым языком, украинские военные не подготовлены к участию в крупномасштабном военном конфликте. Их силы были бы разбиты по частям, и русским, скорее всего, потребовалось бы больше времени на работу с украинскими военнопленными, чем на непосредственные военные действия.
Однако, для того, чтобы военная кампания против Украины была эффективной в рамках более крупного конфликта с НАТО, должно произойти два события. Во-первых, Украина должна прекратить свое существование как современное национальное государство, а во вторых, поражение должно быть решительным и быстрым. Если Россия сможет достичь этих двух целей, у нее появится возможность для перехода к следующему этапу – запугиванию НАТО.
В то время как США, НАТО, Европейский союз и G7 обещают «беспрецедентные санкции», следует понимать, что санкции оказывают воздействие лишь в том случае, когда страна хочет сохранить статус-кво. Если Россия разорвет все отношения с Западом, ее больше не будут волновать какие-либо санкции. Более того, необходимо признать реальность: Россия может прожить без международной платежной системы SWIFT гораздо дольше, чем Европа без российских энергоносителей. Ведь очевидно, что разрыв отношений между Россией и западом неизбежно приведет к полному прекращению поставок нефти и природного газа европейским потребителям.
У Европы на сегодняшний день нет никакого плана Б, и, поскольку ЕС состоит из демократий, политики дорого заплатят за это. Все те политики, которые слепо пошли вслед за Соединенными Штатами на конфронтацию с Россией, теперь должны будут ответить своим избирателям, почему они совершили экономическое самоубийство ради поклоняющейся нацистам и насквозь коррумпированной Украины, которая не имеет ничего общего с остальной Европой. И этот разговор будет коротким.
Если после вторжения в Украину США попытаются нарастить силы НАТО на западных границах России, Москва поставит Европу перед фактом в форме «украинской модели». Короче говоря, Россия гарантирует, что украинский подход будет применен к странам Балтии, Польше и даже Финляндии, если финны окажутся достаточно глупы, чтобы стремиться к членству в НАТО.
Россия не будет ждать, пока США сконцентрируют достаточную военную мощь. Она просто уничтожит противника с помощью уже упомянутой комбинации воздушной кампании, направленной на разрушение экономики страны-мишени и наземной кампании с целью лишить ее возможности вести войну. России вовсе не нужно оккупировать территорию НАТО на сколько-нибудь длительный период – достаточно лишь уничтожить военную мощь вблизи своих границ.
Но самое интересное заключается в том, что за исключением применения ядерного оружия, НАТО ничего не сможет сделать, чтобы предотвратить такой исход. В военном отношении нынешний североатлантический альянс – не более чем жалкая тень прежнего НАТО. В прошлом великим армиям Европы пришлось обескровить свои боевые подразделения, чтобы сформировать «контингенты» размером с батальон для Прибалтики и Польши. Россия, между тем, восстановила два армейских формирования времен холодной войны, 1-ю гвардейскую танковую армию и 20-ю общевойсковую армию, которые специализируются на глубоких наступательных операциях.
Итак, судьба Европы находилась в руках американских переговорщиков, но они этого не понимали. Они были уверены, что достаточно просто еще раз сообщить России о тяжелых последствиях в случае неудачи дипломатии. Байдену, Блинкену и другим еще предстоит понять, что Россия уже взвесила возможные последствия и, по-видимому, готова ответить. Действием. Скорее всего, они об этом даже не думали, и последствия для Европы будут ужасными.
Читайте также
Последние новости