«Россия сбросила 84 процента своих резервов в американских долговых бумагах», – гласит один из июльских заголовков CNN. Глава российского центрального банка Эльвира Набиуллина сказала, что эта продажа была осуществлена в рамках «диверсификации структуры валютных резервов России». Однако, учитывая тот факт, что на американский доллар приходится две трети мировых валютных резервов и большая часть международной торговли (кроме внутриевропейской), сброс столь значительного количества американских облигаций выходит за рамки разумной диверсификации.
В связи с этим многие комментаторы высказывали догадки, что российское правительство на самом деле защищается от будущих экономических атак со стороны США. «Похоже, Россия была обеспокоена по поводу экономических санкций и возможности торговать облигациями Минфина США в будущем, – сказал один из ведущих трейдеров, специализирующийся на рынке облигаций, – поэтому они и продали свои резервы».
Тем не менее, российскому центральному банку нужны доллары, которые он всегда держал в основном в форме высоколиквидных казначейских облигаций США, приносящих доход в виде процентов, чтобы стабилизировать рубль посредством валютных интервенций и помогать коммерческим банкам в управлении ликвидностью. Кроме того, президент России Владимир Путин недавно заявил, что «Россия не отказывается от доллара» и «не планирует никаких внезапных шагов». Это не соответствует многочисленным заголовкам в западных СМИ.
Исходя из сказанного, мы решили изучить другую возможность: заголовки просто не соответствуют действительности, и на самом деле Россия вовсе не продавала такого огромного объема американских казначейских облигаций.
Начнем с данных Министерства финансов о резервах в казначейских облигациях. Они действительно свидетельствуют о том, что резервы России уменьшились на 81 миллиард долларов (84 процента от общего объема), с 96 миллиардов в марте до 15 миллиардов в мае. Однако, имеются и другие цифры, которые указывают на то, что фактический объем распродажи был намного меньше этой цифры.
Одним из индикаторов являются данные Минфина, которые отслеживают продажи между США и иностранными юридическими лицами долгосрочных облигаций, единственного компонента российских резервов, который резко упал с марта нынешнего года. Эти данные за период с марта по май показывают, что Россия продала облигаций всего на 35 миллиардов долларов.
Однако, эта цифра, по всей вероятности, занижает истинный объем продажи облигаций. Возможно, Россия продала часть этих бумаг третьим сторонам, или осуществила часть продаж через иностранных финансовых посредников, а эти операции не учитываются Минфином. Тем не менее, по крайней мере, около 46 миллиардов долларов в облигациях остаются неучтенными.
Российские данные показывают такую же «недостающую» сумму. Центральный банк России сообщает, что с марта по май его резервы в иностранных долговых бумагах сократились на 50 миллиардов долларов, однако, за этот же период укрепление доллара снизило долларовую стоимость недолларовых активов России. По нашим оценкам, это объясняет сокращение на 7 миллиардов долларов. Следовательно, фактический объем продаж казначейских облигаций, вероятно, составляет 43 миллиарда долларов. Это на 8 миллиардов долларов больше, чем показывают данные Минфина США, что, возможно, отражает тот факт, что облигации на сумму около 8 миллиардов долларов были проданы неамериканским юридическим лицам, либо продажи были проведены через иностранных посредников.
Таким образом, остается 38 миллиардов «неучтенных» казначейских облигаций. Куда они могли исчезнуть? Наиболее логичным объяснением является то, что Россия переместила эти активы за пределы США для защиты от ареста. Двумя наиболее вероятными направлениями можно считать Бельгию, где расположен банк-депозитарий Euroclear, и Каймановы острова. Поэтому мы рассмотрели данные обеих указанных юрисдикций.
Вполне предсказуемо, в апреле и мае бельгийские резервы в американских казначейских обязательствах выросли на 25 миллиардов долларов, а резервы Каймановых островов – на 20 миллиардов. Этой суммы, 45 миллиардов, вполне достаточно, чтобы спрятать неучтенные 38 миллиардов российских резервов.
Короче говоря, похоже на то, что Россия на самом деле продала только 45 процентов своих казначейских бумаг, что составляет существенную долю, но все же гораздо меньшую, чем 84 процента, о которых сообщают СМИ. Шестнадцать процентов остаются зарегистрированными в качестве российских сбережений в Соединенных Штатах, а остальные 39 процентов, по нашему мнению, укрыты в Бельгии и на Каймановых островах.
Учитывая усиление напряженности в отношениях между США и Россией, не следует удивляться, если в ближайшее время произойдет «офшоризация» оставшихся российских резервов в облигациях Минфина США.
Читайте также
Последние новости