В ноябре 2018 года автор и главный редактор российского издания «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский опубликовал комментарий, касающийся эффективности российской системы ПВО «Панцирь С-1». «В Сирии выяснилось, что «Панцирь» практически не способен обнаруживать низкоскоростные и малогабаритные цели, в том числе боевые беспилотники. В то же время, регулярно регистрировались ложные цели – крупные птицы, летающие вокруг базы – что приводило операторов в замешательство», – написал он.
Вскоре после этого статья Мураховского исчезла с сайта издания. Некоторые наблюдатели предположили, что, возможно, причиной этого было давление сверху, чтобы заставить замолчать эксперта, негативно отзывающегося о системе, которую Россия уже экспортирует в Алжир, Ирак, Оман, Сирию и ОАЭ. Другие же опровергли утверждения Мураховского, опиравшегося на анонимный источник информации.
«Панцирь С-1» представляет собой самоходную систему противовоздушной обороны малого радиуса действия, сочетающую в себе как ракеты «земля-воздух», так и автоматические 30-миллиметровые скорострельные зенитные пушки. Такие системы предназначены для защиты передовых войсковых группировок и ключевых военных баз от низколетящих самолетов, вертолетов и ракет.
Поскольку недорогие беспилотники в последнее время стали широко использоваться как вооруженными силами, так и повстанческими группировками во всем мире, значение комплексов ПВО малой дальности заметно возросло. Однако, анонимный источник, на который ссылался Мураховский, утверждает, что «Панцирь» плохо справлялся с беспилотниками, по сравнению с более старой и более дорогой системой «Тор-М2У».
«В реальной боевой ситуации, «Панцирь» не оправдывает возложенных на него надежд, – поясняет этот источник. – Так, 1 июля 2018 года состоялась первая атака дронов, причем три из них смогли долететь до российской военной базы и сбросить девять самодельных взрывных устройств. Сразу после начала атаки экипаж «Тор-М2У» обнаружил цели и уничтожил четыре беспилотника пятью ракетами, наводимыми с земли, на высоте от 2,5 до 3 километров. «Панцирь-С1» сбил еще три беспилотника, но ему для этого потребовалось 13 ракет».
«Во второй половине июля 2018 года «Торы» в Сирии уничтожили семь беспилотников с помощью девяти ракет, – продолжает источник. – В августе 2018 года они обнаружили и сбили еще восемь БПЛА, затратив в общей сложности девять ракет. В период с апреля по октябрь 2018 года комплексы «Тор М2У» сбили 80 воздушных целей с эффективностью 80 процентов».
«Между тем, эффективность систем «Панцирь-С1» за тот же период составила всего 19 процентов». Трудно сказать, соответствуют ли сведения этого источника истине.
«Мураховский отвечал на статью, которая, по всей вероятности, была размещена производителями «Тора», – предположил военный эксперт из Центра военно-морских исследований Майкл Кофман в электронном письме изданию War Is Boring.
«Российская оборонная промышленность и военные журналы нередко критикуют эффективность своих собственных вооружений, но многие материалы в СМИ – это статьи конкурирующих компаний, критикующих продукцию друг друга. Описание результатов работы систем ПВО в Сирии можно было бы резюмировать следующим образом: «Корпорация «Ростех» протолкнула «Панцирь С-1» для массовых закупок, но система плохо зарекомендовала себя в сирийской войне, и на самом деле «Тор» намного лучше, но он не имеет политической поддержки со стороны «Ростеха», и так далее».
Несмотря на схожие параметры, «Тор» и «Панцирь» обычно выполняют разные задачи. «Тор», построенный государственной компанией «Алмаз-Антей», в основном выполняет роль передового средства противовоздушной обороны для российских сухопутных войск. Именно по этой причине «Тор-М2У», новейшая модернизированная версия системы, которая впервые была развернута в восьмидесятые годы, устанавливается на 37-тонном бронированном гусеничном шасси и способна захватывать цели во время движения. Она может одновременно поражать до четырех самолетов, после остановки на три-пять секунд для включения вертикальной системы «холодного запуска».
Эта система ПВО малого радиуса действия стоимостью в 25 миллионов долларов несет на борту до 16 ракет 9М331 с дальностью 12 километров и скоростью 2,5 Мах.
Между тем, «Панцирь-С1» базируется на небронированном колесном шасси. Он в основном работает с российскими военно-воздушными силами, выполняя статические задачи по защите военных баз и оружейных установок. В его функции входит, например, защита зенитных ракетных систем большой дальности С-400 от атакующих ракет с радиолокационной системой наведения, таких как американские AGM-88 HARM.
«Панцирь» оснащен пассивным электрооптическим каналом наведения в дополнение к радиолокационному. Его 12 ракет 57Е6 имеют несколько большую дальность поражения, до 20 километров. Его стоимость около 15 миллионов долларов, то есть он заметно дешевле чем «Тор».
«Панцирь» показал неоднозначные результаты в Сирии. Сирийские военные начали получать первые подобные системы в 2007 году, но, как и все остальные сирийские средства противовоздушной обороны, «Панцири» не достигли успеха в поражении израильских самолетов во время их частых рейдов.
Согласно сообщениям СМИ, 14 мая 2018 года «Панцирь», принадлежавший сирийской армии, был уничтожен израильской ракетой Spike. Российские СМИ мрачно утверждали, что этот невезучий «Панцирь» был в тот момент неактивен или уже израсходовал весь свой боезапас. Однако, известно, что в 2012 году «Панцирь» сбил турецкий истребитель-перехватчик RF-4 Phantom.
Россия развернула свои «Панцири» в Сирии для защиты самолетов и персонала на авиабазе в Хмеймим, причем производитель систем «Панцирь» заявил, что они сбивали атакующие ракеты, а также многочисленные БПЛА, принадлежащие Соединенным Штатам, Турции и сирийским повстанческим группировкам.
Так, 6 января 2018 года «Панцири» в Хмеймим нанесли удар по 13 беспилотникам-камикадзе, запущенным сирийскими повстанцами, сбив семь из них. Согласно сообщениям, остальные шесть были выведены из строя средствами радиоэлектронной борьбы. В апреле 2018 года Россия усилила защиту авиабазы Хмеймим системами «Тор-М2У». Анонимный источник Мураховского предлагает объяснение. Хотя, справедливости ради, это было не первое развертывание «Торов» в Сирии.
Стоит ли доверять негативным сообщениям? Кофман предостерегает: «Я бы сказал, что в этой дискуссии немалую роль играет внутриотраслевая конкуренция, и поэтому, хотя факты могут подтвердить общий вывод, контекст также имеет значение. «Панцирь не провалился с треском. У него просто нет радаров, подходящих для отслеживания небольших медленно летящих целей. Он не создавался с учетом такой задачи. В чем состоит доказательство того, что «Тор» более эффективен? Ну, одна статья, которая очень позитивно отзывается о «Торе» и очень негативно о «Панцире», и не более того.
Читайте также
Последние новости