Искусственный интеллект (ИИ) стремительно становится флагманом четвёртой промышленной революции. ИИ представляет собой новую волну прорывных технологий, которая вскоре размоет границы, разделяющие цифровой, физический и биологический миры. Современные тенденции в этой области указывают на то, что нынешний мировой порядок претерпит значительные изменения. Согласно отчёту международной консалтинговой компании McKinsey, к 2030 году ИИ приведёт к росту глобальной экономики на 13 триллионов долларов.
Ускоряющиеся тенденции в области ИИ указывают на существенные перемены в социальной, политической и экономической сферах, которые произойдут в ближайшем будущем. Согласно отчёту Всемирного экономического форума, уже к 2022 году алгоритмы частично заменят людей в профессиональной деятельности, вытеснив до 75 миллионов рабочих мест, но при этом создав около 133 миллионов новых.
Огромные темпы развития в области искусственного интеллекта вынуждают государства пересматривать свою национальную политику. Германия, Япония, Россия и Южная Корея входят в число тех, кто борется за превосходство ИИ. Однако именно Китай и США являются основными игроками, которые вовлечены в серьёзную борьбу за мировую власть, стремясь к лидерству в этой сфере.
От остальных участников их отличают, во-первых, ресурсы, которые они уже вложили, и во-вторых, результаты, достигнутые ими в области ИИ. Всё это началось, когда в 2017 году Государственный совет Китая опубликовал свой «план развития искусственного интеллекта следующего поколения». В этом документе обозначена цель Поднебесной выстроить самодостаточную отечественную индустрию ИИ в течение ближайших нескольких лет. Таким образом, Пекин получил преимущество первого хода в развитии искусственного интеллекта. Теперь его цель заключается в том, чтобы стать основным мировым инновационным центром по ИИ к 2030 году.
Китай доминирует в глобальном финансировании ИИ (финансирование путем выкупа акций соответствующих стартапов в 2017 году: Китай – 48 процентов, США – 38 процентов, прочие страны – 13 процентов)
Китайский план вызвал серьёзную обеспокоенность у американцев, и недавно президент США Дональд Трамп подписал постановление о создании «американской инициативы в ИИ». Этот шаг зачастую называют ответной мерой. Китай оказался далеко впереди в плане количественных исследований, объёмы которых значительно выросли.
Китайцы более агрессивны в своей стратегии, ориентируясь на развитие продвинутого ИИ, который может вносить вклад в принятие стратегических решений. В то же время американский подход довольно ортодоксален. Поднебесная серьёзно опережает остальную часть индустриального мира по внедрению искусственного интеллекта, учитывая, что до 85 процентов китайских компаний идентифицируются как «активные игроки» в сфере ИИ.
Так, Sense Time (китайская компания, работающая в области ИИ) сообщила о самой высокой оценочной стоимости (до 4,5 миллиардов долларов), которую когда-либо достигали ИИ-стартапы. Пекин вкладывает значительные средства в квантовые вычисления – ультрасовременную область, которая экспоненциально увеличит вычислительную мощность, используя информацию не в битах, закодированных как нули и единицы, а в «кубитах», которые могут быть как нулями, так и единицами одновременно.
Лихорадка ИИ поразила как Китай, так и США. Китайские студенты зачисляются в программы получения учёной степени в области ИИ. У США есть определённые преимущества, к которым относятся лучшие в мире университеты и иммигранты, которые хотят приехать со всего мира (по крайней мере, так было раньше). Но в эпоху ИИ данные будут новой нефтью, а Китай – новой Саудовской Аравией. У США может быть преимущество в исследованиях, зато Китай опережает в реализации.
Выгодность положения Китая в сфере ИИ связана с огромным количеством населения, процветающей онлайн-коммерцией и активно развивающимися социальными сетями, а также со скудной защитой конфиденциальности. Страна наполнена данными, которые и составляют источник жизненной силы для систем глубокого обучения. В отличие от США и остальных развитых стран, в Китае отсутствуют дебаты по поводу больших массивов данных и гражданских свобод, которые могут замедлить прогресс в области ИИ.
Кроме того, китайские военные финансируют разработку новых систем, управляемых искусственным интеллектом, в области принятия решений на поле боя и автономного вооружения. Границы между гражданскими и военными исследованиями и разработками, как правило, размываются в случае с Китаем.
Когда китайские инвесторы, предприниматели и правительственные чиновники сосредотачиваются на одной отрасли, они действительно способны потрясти мир. В самом деле, Китай в историческом масштабе наращивает инвестиции в ИИ, расширяет исследования и развивает предпринимательство. Китай уже начал обходить США в части использования искусственного интеллекта, его коммерческого применения и оценочной стоимости работающих в области компаний. Вероятно, этот процесс будет только набирать обороты, если в США не произойдёт какого-то масштабного прорыва, который изменит нынешнюю тенденцию.
Но ключевой вопрос, стоящий перед человечеством, заключается не в том, кто идёт впереди – США или Китай. Настоящая проблема состоит в том, что ИИ приведёт к такому нарушению существующего мирового порядка, какое невозможно представить в настоящее время. Искусственный интеллект создаст множество возможностей, но также принесёт с собой множество проблем. Такие вопросы, как замещение рабочих мест, неприкосновенность частной жизни, безопасность и социальная структура, потребуют от потенциальных заинтересованных сторон совместной работы в целях поиска осуществимых решений. Сферы конфронтации будут узкими, в то время как сферы сотрудничества должны стать обширными. Если человечество не сможет найти точки соприкосновения или подходящие решения этих проблем, то они могут привести к катастрофе такого масштаба, какого человечество никогда даже не представляло.
Читайте также
Последние новости