Следующая новость
Предыдущая новость

Морские мускулы: Северный флот России получает несколько грозных подводных лодок

Морские мускулы: Северный флот России получает несколько грозных подводных лодок

На российском Северном флоте несут службу одни из самых новых и передовых надводных кораблей страны – от тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий» до многоцелевого фрегата «Адмирал Горшков». Однако этого нельзя сказать о его устаревающих субмаринах. Подводные силы Северного флота, в основном, состоят из советских моделей 1980-х годов классов «Дельта IV» и «Сиерра». Обслуживание таких кораблей и их постоянное усовершенствование становится всё более сложным и дорогим.

Однако в настоящее время Россия предпринимает важные шаги по модернизации подводных сил своего Северного флота – поступление новых кораблей ожидается уже в конце этого года. Как сообщил государственным СМИ командующий флотом адмирал Николай Евменов, в 2019 году ожидается прибытие новых вспомогательных судов и подводных лодок. Евменов также уточнил, что этими новыми субмаринами будут «Князь Владимир» и «Казань», корабли классов «Борей» и «Ясень» соответственно.

«Князь Владимир», заложенный в 2012 году, является первым судном новой линейки подводных лодок 955А (также известных как «Борей II»). Поколение 955A прошло несколько последовательных улучшений по сравнению со своими предшественниками ряда 955. Сюда относятся модернизация систем обнаружения цели, новая бортовая электроника, усовершенствованные системы связи и перепроектированные жилые помещения.

«Князю Владимиру» в сочетании с самым первым судном проекта «Борей», «Юрием Долгоруким», предстоит заменить корабли линии «Дельта IV» в качестве основных стратегических атомных подводных лодок Северного флота. Помимо общего повышения характеристик, линия «Борей» содержит критическое, крайне необходимое обновление российской ядерной триады – способность нести новую ракетную систему «Булава», обладающую боеголовкой мощностью 550 килотонн и диапазоном действия до 10 тысяч километров. Российский военно-морской флот стремится на десятилетия вперёд сделать суда класса «Борей», оснащённые «Булавой», краеугольным камнем системы сдерживания, основанной на запускаемых с атомных подводных лодок баллистических ракетах.

На тактическом фронте введение «Казани» знаменует собой серьёзный первый шаг в возрождении ударных подводных сил Северного флота, на сегодняшний день представленного субмаринами, разменявшими не один десяток лет. «Казань», второе судно класса «Ясень», оснащена расширенным и заметно более смертоносным комплексом вооружений по сравнению со своими предшественниками, кораблями класса «Акула» и «Оскар». Субмарины класса «Ясень» не только поддерживают стандартный вариант крылатой ракеты «Калибр» для подводных лодок, но, по-видимому, также способны нести более тяжёлую и крупную ракету «Калибр-М» с примерно вдвое большей дальностью – 4,5 тысячи километров против 1,5-2,5 тысячи.

Учитывая, что арктический регион становится всё более милитаризованным в условиях глобальной конкуренции между Москвой и НАТО, неудивительно, что российское командование активно инвестирует в Северный флот. Но модернизация подводных лодок не может обходиться дёшево и проходить быстро, так что Кремль вряд ли выделит огромные ресурсы, необходимые для замены каждой подводной лодки советского периода в составе Северного флота модернизированным эквивалентом.

С введением в эксплуатацию двух судов класса «Борей» в течение только последующих нескольких лет, линия «Дельта IV» будет полностью выведена из эксплуатации до 2040 года. Но ударные подводные лодки представляют собой гораздо более сложный и дорогой объект, поскольку, как сообщается, одно судно класса «Ясень» стоит в два раза дороже, чем подлодка класса «Борей».

Итак, каким же будет дальнейшее развитие Северного флота?

Одним из его возможных путей является насыщение Северного флота модернизированными субмаринами за счёт сокращения общей численности подводных сил. Другим вариантом выступает последовательное улучшение существующих подводных лодок, проводимое в форме глубокой модернизации, как недавно поступил Тихоокеанский флот с партией старых моделей «Клио».

Разумеется, эти пути не являются взаимоисключающими. Вполне возможно, что Россия выберет какие-либо варианты гибридного развития. Например, массовое производство новых атомных стратегических подводных лодок при одновременном продлении срока службы существующих ударных судов до тех пор, пока это технически возможно.

Источник

Последние новости