Одним из самых запоминающихся моментов предвыборных дебатов 2012 года в Соединенных Штатах был ответ двух кандидатов на вопрос о том, что, по их мнению, является главной угрозой национальной безопасности для Америки. Митт Ромни тогда ответил: «Россия». Его оппонент Барак Обама счел эту точку зрения смехотворной. «Восьмидесятые годы требуют вернуть обратно их внешнюю политику», – возразил он, к всеобщему веселью журналистов и большей части аудитории.
Однако, так было до тех пор, пока Хиллари Клинтон, которой Обама пророчил победу в 2016 году, не совершила поистине невозможного и не проиграла президентские выборы Дональду Трампу.
Вот тогда, внезапно, как снег на голову, американские СМИ заполонила российская угроза. Россия днем и ночью неотступно преследовала американцев. Дональд Трамп, должно быть, «состоял в сговоре» с русскими. Это был единственный правдоподобный ответ на вопрос, который просто не укладывался в голове: как Хиллари Клинтон могла проиграть? Все знали, что она была в шоке, точно так же, как все знали, что Дональд Трамп – не более чем вульгарный комик, чье вступление в предвыборную гонку было всего лишь одной из его бездарных шуток.
Единственной «мухой в котлете» был тот факт, что никто не мог найти ни единого доказательства существования сговора между Трампом и русскими. И причиной был отнюдь не недостаток энтузиазма тех, кто искал. Демократам удалось посадить на шею администрации Трампа специального прокурора, который возглавил расследование этого обвинения.
Вот уже почти год бывший директор ФБР Роберт Мюллер и его команда из 16 настроенных против Трампа прокуроров переворачивают вверх дном небо и землю, чтобы обнаружить факты возможного сговора между предвыборным штабом Трампа и россиянами. Увы, до сих пор им так и не удалось практически ничего откопать. «Минуточку, – возразите вы, – а как же насчет дюжины обвинительных заключений против разных россиян, которые Мюллер вынес только на прошлой неделе?»
Ну, что же, давайте об этом. Как справедливо отметил Дональд Трамп в одном из своих, казалось бы, бесконечных гневных постов в Twitter, Мюллер разоблачил попытку России вмешаться в президентские выборы, но вовсе не факт сговора между Трампом и русскими. О сговоре не сказано ни единого слова. Напротив. В документе прямо говорится, что «в этом обвинительном заключении нет никаких утверждений о том, что кому-либо из американцев что-то было известно» о попытках России вмешаться в выборы.
Стоит подчеркнуть, что, вообще говоря, факт вмешательства России в выборы – отнюдь не новость. Русские, как и многие другие страны, пыталась влиять на американские выборы на протяжении многих десятилетий. Точно так же, спешу добавить, Соединенные Штаты постоянно вмешиваются в политику других стран, включая выборы всех уровней. В том числе это касается и близких союзников США, таких как Британия. Граждане этой страны прекрасно помнят, как Обама призывал их не голосовать за выход из Евросоюза, предупреждая о неприятностях, а точнее, о том, что Британия окажется «в конце очереди» среди торговых партнеров Америки. В том же 2016 году Обама перевел 350 тысяч долларов, принадлежащих американским налогоплательщикам, израильской организации, чтобы помочь победить Биньямина Нетаньяху.
Вмешательство во внутреннюю политику других стран – это то, что постоянно делают суверенные государства, особенно богатые и влиятельные.
Русские, похоже, не очень опытны и искушены в этом деле. Во всяком случае, действия, описанные в обвинительных заключениях Мюллера, отчасти являются жалкими, а отчасти – просто смехотворными. Начиная с 2014 года, россияне регистрировали аккаунты в Facebook и Twitter под вымышленными именами. Некоторые поддерживали Берни Сандерса или Джилл Штайн. Другие атаковали Марко Рубио и Теда Круза. Большая часть их усилий была направлена против Хиллари Клинтон. Кто-то, например, построил клетку, чтобы разместить в ней чучело миссис Клинтон. Но русские сосредоточились на Хиллари именно потому, что они, как и все остальные, считали ее наиболее вероятным победителем на президентских выборах. Позже, ближе к концу игры, они спонсировали некоторые про-трамповские рекламные ролики и мероприятия.
Цифры более чем просто красноречивы. В общей сложности Клинтон и Трамп потратили в ходе своих предвыборных кампаний 2,4 миллиарда долларов. В Висконсине, где русские были наиболее активны, они направили на вмешательство в американские выборы 1979 долларов США. В Мичигане победа Трампа обошлась им в более скромную сумму – 832 доллара, а Пенсильвания отказалась от демократии всего за 300 долларов.
Как написал Трамп в одном их своих постов в Twitter, русские, должно быть, «надрываются от смеха», наблюдая за спектаклем американской паранойи и национального раздора. Ибо это и было всегда главной целью их вмешательства – сеять раздор и разногласия среди американского народа.
Люди, похоже, абсолютно невосприимчивы к хаосу. В отличие от американских медиа-элит. Комментируя обвинительные заключения Мюллера, один комментатор написал, что «Трамп игнорирует самую опасную атаку против Америки после 11 сентября». Другой «грамотей» вообще заявил, что это было «столь же опасно, как атака на Перл-Харбор» (за минусом, милостиво добавил он, каких-либо жертв).
Смею утверждать, что эти и другие подобные заявления – чистое безумие. Как выразился Байрон Йорк в издании Washington Examiner, вся российская атака против американской демократии оказалась на поверку «жалкой, скупо финансируемой операцией, эффект которой невозможно оценить, но с большой вероятностью он близок к нулю».
В этой истории о сговоре Трампа с русскими есть еще два ироничных момента. Первый заключается в том, что единственный сговор, который до настоящего времени удалось «раскопать», связан с кампанией Клинтон, а не Трампа. Ведь именно предвыборный штаб Хиллари Клинтон и Национальный комитет Демократической партии США тайно заплатили за печально известное досье Стила, то есть за груду непристойных сплетен, собранных бывшим британским шпионом Кристофером Стилом. Однако, где он добыл свои сумасшедшие истории? Представьте, из неких тайных подземелий неназванных «русских источников, близких к Кремлю». Это расследование оппозиции было передано в ФБР, которое использовало его для получения секретных судебных ордеров, санкционировавших слежку за некоторыми людьми в лагере Трампа. Другими словами, предвыборный штаб Клинтон косвенно состоял в сговоре с российскими источниками, причем сговор был первоначально направлен на изменение хода выборов, а когда это не сработало, информация была использована для дискредитации ее оппонента.
Второй иронический момент заключается в том, что пока американские медиа создают повсюду страшный шум вокруг русской угрозы американской демократии, Китай спокойно и методично расширяет свою сеть влияния и контроля. Все читали о посягательствах Пекина в Южно-Китайском море. Этот обширный искусственный архипелаг, начиненный оружием – откровенная попытка Китая расширить свои территориальные претензии и обеспечить себе бесспорное превосходство в этой части мира.
Редкий день проходит без очередной новости о военных и технологических достижениях Китая. Буквально в данный момент известный технологический сайт предупреждает о том, что Соединенные Штаты больше не имеют гарантированного превосходства в области военных технологий. «Китай стремительно развивает свой потенциал в области создания современных истребителей и самолетов-невидимок, – пишут эксперты. – Китай разработал конкурентоспособные средства поражения класса «воздух-воздух».
Китай также превратился в мирового лидера по проецированию «мягкой силы», то есть по распространению и наращиванию своего влияния в зарубежных странах невоенными методами.
Рассмотрим институты Конфуция, культурные центры, спонсируемые китайским правительством, которые возникли во многих университетах по всей территории Соединенных Штатов. Мало того, что они представляют собой потенциальные «тихие гавани для шпионов, они являются рупорами китайского правительства для проведения линии коммунистической партии, то есть для коммунистической пропаганды на территории США.
Как отметил бывший аналитик американской разведки Питер Мэттис, эти институты служат инструментом влияния Коммунистической партии Китая, а вовсе не поддержки независимой науки». Сенатор Рубио придерживается той же точки зрения. «Это долгосрочный, очень терпеливый подход», – считает он. Однако, китайцы издавна известны своим терпением. Чжоу Эньлай, первый премьер-министр Китайской Народной Республики, на вопрос о том, была ли успешной Французская революция, ответил: «Пока еще слишком рано делать окончательные выводы».
Политкорректные американские элиты уже который месяц взахлеб кричат о вмешательстве России. Между тем, серьезная, многогранная угроза американской национальной безопасности нарастает непосредственно за горизонтом их сознания. Когда же они, наконец, проснутся?
Читайте также
Последние новости