Недавно бывший доцент Военно-морского колледжа в Ньюпорте Лайл Голдстайн написал для издания The National Interest статью о том, что отношения между Германией и Соединенными Штатами, и, что еще более важно, с Россией, вызывают серьезную тревогу. Единственным его источником, судя по всему, является интервью министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен для телеканала Ren TV. Фон дер Ляйен, которая, по мнению многих наблюдателей, сменит Йенса Столтенберга на посту Генерального секретаря НАТО, известна как представитель феминистского крыла партии ХДС. Так или иначе, она настроена на противостояние с Россией заметно активнее, чем другие германские министры.
Голдстайн справедливо отмечает, что в германо-российских отношениях после кризиса и войны на Украине в 2014 году произошел резкий спад, однако, за последние два года двусторонние связи постепенно нормализовались. И хотя Германия взяла на себя командование северо-восточным батальоном Многонациональных сил НАТО в Литве, тем не менее, все это время она остается единственной надеждой для российских дипломатических усилий в натовской Европе.
Возможно, самым ярким примером, подтверждающим это утверждение, является продолжающаяся «сага» о «Северном потоке-2». Речь идет, проекте расширения прямого газопровода, ведущего из России в Германию по дну Балтийского моря, в обход антироссийски настроенных Польши и Украины. Ожесточенная оппозиция прокладке нового трубопровода со стороны некоторых стран Центральной и Восточной Европы, и даже Дании, дала повод министру иностранных дел России Сергею Лаврову в октябре 2017 заявить о политическом вмешательстве в проект. Это также привело к сокращению в том же году финансирования «Северного потока-2» со стороны компании «Газпром».
Однако, несмотря на усилия стран Балтии и Украины, направленные против осуществления проекта, Германия продолжает поддерживать его, а немецкие компании производят оборудование для трубопровода. Министр энергетики Германии Питер Альтмайер посетил премьер-министра России Дмитрия Медведева 15 мая 2018 года, чтобы обсудить «крупномасштабные совместные проекты в энергетической сфере». Хотя «Северный поток-2» напрямую не упоминался в сообщениях средств массовой информации, не приходится сомневаться, что проект был одной из главных тем их переговоров.
Кроме того, в 2018 году германо-российские дипломатические отношения в целом характеризуются весьма высокой степенью активности, по крайней мере, до настоящего момента. Например, среди членов НАТО лишь Франция и Турция провели большее количество переговоров с правительством Российской Федерации, чем Германия. Количество германо-российских дискуссий могло бы быть еще выше, если бы не процесс формирования нынешнего правительства в начале года, особая активность дипломатических усилий президента Франции Эммануэля Макрона, а также все более независимая стратегия Реджепа Тайипа Эрдогана в Турциии. На самом деле, Германия в нынешнем году более активно взаимодействует с Россией, чем неприсоединившаяся, исторически пророссийская Сербия.
Через три дня после визита Альтмайера в Москву, 18 мая, канцлер Германии Ангела Меркель посетила президента России Владимира Путина в Сочи, на следующий день после того, как у него побывал президент Сирии Башар аль-Асад. Если учесть также встречу между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и его немецким визави Хайко Маасом 10 мая, мы увидим, что всего за девять дней состоялись три встречи на высоком уровне. Нельзя не признать, что это свидетельствует о высокой активности дипломатических отношений между двумя странами.
Более того, российские СМИ под впечатлением этих встреч принялись наперебой трубить о ренессансе в германо-российских отношениях, хотя Сергей Лавров официально утверждает, что они никогда и не портились. На пресс-конференции после встречи между Меркель и Путиным, глава Германии охарактеризовала «Северный поток-2» как проект, который уже активно реализуется, и в котором ее страна играет активную роль, несмотря на то, что остаются неурегулированными некоторые вопросы экспорта российского природного газа на Украину в случае продолжения проекта.
Период жестокой «засухи» в российских дипломатических отношениях с Европой, который начался после вспышки украинского кризиса в 2014 году, если и не завершился окончательно, то во всяком случае, в нем открылась новая, более благоприятная глава. Цена на российскую нефтяную смесь Urals, ключевой индикатор финансово-бюджетной стабильности России, в 2017 году восстановилась на фоне роста мировой экономики. Демографический кризис в России также стабилизировался. И наконец, хотя режим европейских санкций продолжается уже намного дольше, чем можно было ожидать (и может просуществовать еще какое-то время), в Италии, судя по всему, к власти пришло правительство, настроенное на укрепление отношений с Россией и отмену санкций.
С момента проведения в сентябре прошлого года российско-белорусских учений в «Запад-2017», которые сильно напугали некоторых членов НАТО, у России был только один случай сотрудничества в военной сфере со страной НАТО. Речь идет о совместных акциях с Германией во время проведения учений «Запад-2017». Германия и Россия 15 сентября сотрудничали в поиске останков ветеранов Второй мировой войны. А недавно состоялись российско-норвежские совместные военно-морские учения «Баренц-2018» в водах Арктики.
Россия на сегодняшний день остается изолированной от мирового сообщества, как никогда в постсоветское время, в особенности после покушения на убийство бывшего двойного агента Скрипаля, вина за которое возлагается на Москву. Однако, верно и то, что Россия выходит из этой изоляции, и ее отношения с Германией на сегодня, самые теплые, по сравнению с остальными странами НАТО, за исключением, пожалуй, лишь своенравной Турции.
Читайте также
Последние новости