Следующая новость
Предыдущая новость

Геополитический ландшафт в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Китай, Россия, США и Япония

20.12.2021 16:28

Встреча китайского президента Си Цзиньпином с его российским коллегой Владимиром Путиным в режиме видеоконференции 12 декабря позволила достичь консенсуса по шести основным направлениям сотрудничества на фоне ухудшения отношений с США. В то же время между Россией и США встала тень холодной войны в миниатюре, в основном из-за их стратегического и военного противостояния на Украине.

Этот видео-саммит был политически значимым. Прежде всего, Си Цзиньпин подчеркнул, что некоторые страны «размахивают знаменем демократии и прав человека», чтобы вмешиваться во внутренние дела Китая и России, и что обе страны должны предпринимать совместные действия для защиты своей безопасности. По словам президента Путина китайско-российские отношения достигли беспрецедентно высокого уровня, и что между ними «сформировалось доверие, стратегически основанное на соблюдении принципов взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга».

Си Цзиньпин обозначил шесть областей наиболее глубокого сотрудничества с Россией:

– совместная борьба против распространения Covid-19, включая сотрудничество в тестировании новых вакцин;

– промышленное сотрудничество в таких сферах как энергоснабжение, технологическое развитие и производство возобновляемой энергии;

– стимулирование устойчивого развития в период до 2030 года, включая формирование новых рынков и содействие развивающимся странам;

– укрепление регионального сотрудничества, прежде всего в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также противодействие вмешательству иностранных государств во внутренние дела стран ШОС;

– дальнейшее развитие альянса БРИКС на основе принципов многосторонности и открытой экономики, а также сотрудничество в области общественного здравоохранения;

– содействие усилению позиций Совета Безопасности ООН в борьбе против Covid-19 и поддержании мира во всем мире.

Реакция президента Путина была теплой и позитивной. Он подтвердил важность сотрудничества в упомянутых областях и добавил, что Россия решительно поддерживает позицию Китайской Народной Республики в отношении Тайваня.

Развитие тесных двусторонних связей между Пекином и Москвой происходит на фоне стремительного ухудшения российско-американских отношений из-за украинской проблемы. В начале декабря в СМИ появились сообщения о том, что разведка США обнаружила скопление 175 тысяч российских военнослужащих вдоль границы с Украиной, и что Россия, возможно, планирует вторжение на Украину, которая в политическом отношении дрейфует в сторону западных союзников.

Через десять дней после видео-конференции между Путиным и Байденом, 18 декабря Россия заявила о своем желании заключить юридически обязывающее соглашение, предусматривающее отказ НАТО от наращивания военной мощи в Восточной Европе, включая Украину. Москва также потребовала права вето на членство Украины в НАТО в будущем. Это требование уже было отвергнуто западными государствами. Даже украинское правительство заявило, что Украина обладает «исключительным суверенным правом» определять свои отношения с НАТО.

С точки зрения России, Украина должна быть нейтральным буферным государством. Однако, она уже сегодня является объектом активной военной помощи, если не экспансии, со стороны Соединенных Штатов. Это привело к напряженности между Россией и США, и на данный момент украинский вопрос остается нерешенным.

В то же время, с точки зрения японских стратегических аналитиков Россия и Китай представляют военную угрозу для Японии. Визит премьер-министра России Михаила Мишустина на Курильские острова в июле 2021 года вызвал недоумение в Токио. А 19 октября десять российских и китайских военных кораблей прошли через Сангарский пролив, узкий морской проход, разделяющий острова Хоккайдо и Хонсю. Растущая мощь Народно-освободительной армии Китая (НОАК) также рассматривается Токио как военная угроза. Это сделало трехсторонние отношения беспрецедентно сложными.

Недавнее замечание бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ о том, что любая «авантюра» НОАК на Тайване приведет к кризису и спровоцирует реакцию американо-японского альянса, повлекло немедленный ответ МИД Китая, который вызвал японского посла и заявил, что комментарии Абэ были «абсолютно неверными». Разумеется, восприятие военных угроз усилено политическим недоверием, коренящимся в историческом наследии японо-китайских отношений. В то же время, все более тесные военные связи между Токио и Вашингтоном рассматриваются Китаем и Россией как источник реальной военной угрозы.

Территориальный спор между Японией и Китаем из-за острова Дяоюйдао (в Японии – Сенкаку) остается весьма сложной проблемой для обеих сторон. К счастью, как Китай, так и Япония, ведут себя сдержанно и патрулируют воды вблизи острова, не приближаясь к спорной территории слишком близко.

Однако, недавнее ужесточение позиции Японии в отношении проблемы Тайваня, включая позицию правительства и громкие заявления парламентариев, на фоне растущей напряженности в отношениях между Пекином и Тайпеем поставили руководство КНР в неловкое положение. Если оценивать ситуацию объективно, вопрос о будущем Тайваня преувеличен американскими наблюдателями и военными аналитиками, которые упрямо твердят о том, что «вторжение» НОАК на остров неизбежно. Однако, эта оценка основывается на субъективных и спекулятивных идеях, а не на веских доводах. Рост военной мощи Китая – это одно, а «неизбежное вторжение» – совершенно иное. Возможно, некоторые американские аналитики намеренно преувеличивают угрозу, чтобы создать дополнительный предлог для «сдерживания» КНР.

Между тем, позиция Пекина остается неизменной. С одной стороны, президент Си Цзиньпин упомянул, что китайцы не будут воевать против китайцев, а с другой – Китай не может исключить применения силы в том случае, если «сепаратистские» элементы на Тайване выйдут из-под контроля.

Все более теплые отношения между Россией и Китаем, возможно, помогут разрядить напряженность, сохраняющуюся между Китаем и Индией вдоль их протяженной границы. Спорадические стычки между военнослужащими Индии и Китая вблизи границы стали испытанием дипломатических и военных отношений. К счастью, обе стороны сдерживают рвение своих военных, даже несмотря на то, что порой конфликты сопровождаются людскими потерями.

Учитывая, что Россия поддерживает теплые отношения, как с Индией, так и с Китаем, она может и будет играть ключевую посредническую роль в случае резкого обострения напряженности между этими странами. В то же время, нельзя не учитывать тот факт, что Индия использует российские вооружения для сдерживания «китайской военной угрозы».

Итак, продолжающееся потепление отношений между Китаем и Россией объясняется не только их идеологической близостью и общностью позиций в отношении гегемонистской угрозы со стороны западных стран, но и ухудшением отношений с Соединенными Штатами. Учитывая прочный военный альянс между США и Японией, наличие территориальных споров между Россией и Японией а также Китаем и Японией, напряженные отношения между Россией и США из-за Украины, и, наконец, восприятие японскими политическими кругами «китайской угрозы» в отношении Тайваня и самой Японии, четырехсторонние отношения между Китаем, Россией, США и Японией естественным образом движутся в направлении «миниатюрной» холодной войны, в которой американо-японский альянс противостоит китайско-российской коалиции.

На данный момент баланс сил между двумя альянсами остается относительно стабильным, и вероятность военного конфликта крайне мала. Лишь время покажет, как будут развиваться запутанные отношения между этими четырьмя странами, которые, в сущности, определяют геополитический расклад в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Источник

Последние новости