Во время заседания Совета Арктического круга в Исландии на прошлой неделе Антон Васильев, бывший российский посол в Исландии и высокопоставленный представитель Москвы по вопросам Арктики был кристально ясен относительно отношений России с Западом и Востоком.
“China has not sanctioned against us”.
«Китай против нас санкции не вводил»
Слова, которые, в сущности, подводят итог сегодняшним отношениям России с Западом.
«Они переориентировались на Восток и Юг».
Поэтому, когда основатель China Investment Research в Лондоне, Генри Тиллман говорит о трех возможных полярных Шелковых путях, какими мы их знаем сегодня, — речь тут идёт о Востоке и России.
«За последние двадцать лет инвестиции шли на Восток и Юг, а не на Запад», — говорит Тиллман.
«Сжиженный природный газ с Ямала (российская Сибирь) в настоящее время производится по гораздо более низким ценам, чем на Западе. Затем он отправляется в Азию».
Если коротко. Полярный Шёлковый путь прокладывается на Восток, оставляя позади арктический Запад. А его развитие в России стремительно развивается, поскольку Россия строит 5 атомных ледоколов класса «Арктика» — которые составят основу российского атомного ледокольного флота – и инвестирует в новые технологии, дл удовлетворения этих потребностей.
«Происходит перемещение бизнеса с Запада на Восток, причём крупные инвестиции делаются под зонтиком Полярного Шёлкового пути. Мы видим гигантскую инфраструктурную инициативу – как сухопутную, так и морскую, от Китая и ряда стран Северной Азии на Восток, с упором на увеличение производства арктического СПГ», — констатирует Тиллман.
Эти инициативы финансируются в основном Китаем и Россией, которые с их помощью завоевывают новые доли на международном рынке, в том числе на энергетическом и торговом рынке
«Россия построила свой первый умный порт во Владивостоке с помощью датской компании Maersk Logistics и американской корпорации International Business Machines Corporation (IBM). Таким образом, она на самом деле сотрудничает с корпорациями Дании и США », — говорит Тиллман.
Владивостокский морской торговый порт сегодня является крупнейшим на Дальнем Востоке России. Его годовой грузооборот превышает 11,5 млн тонн. Железнодорожная станция Владивостока, расположенная в порту, ежедневно принимает и отправляет до десяти поездов с контейнерными и генеральными грузами. Владивосток является центром экономических связей между Азией и Европой благодаря своим железнодорожным и морским путям.
И это еще не все. В настоящее время Россия работает над прокладкой подводного полярного экспресс-кабеля — оптоволоконного кабеля длиной 12560 км через Арктику, что делает исходный, совместный с Западом проект Arctic Connect, как и сотрудничество с Западом, неактуальным.
«Этот проект является ключевым для информатизации СМП и всей арктической зоны Российской Федерации», — говорит Тиллман.
Также ведётся разработка новых ядерных технологий – реакторов на расплавах солей (MRS). Китай в прошлом месяце запустил первый тестовый образец.
“If this is commercialized there will be no fossil fuel used in shipping by the next century”, Tillman states.
«Если это будет коммерциализировано, в следующем столетии ископаемое топливо не будет использоваться в судоходстве», — говорит Тиллман.
Интересы Китая в Арктике сосредоточены на ресурсах, как с двусторонним, так и с многосторонним подходом, но его основным партнером является Россия и основные прибрежные государства, добывающие полезные ископаемые. По словам Тиллмана, споры по политическим вопросам не допускаются.
Интересы Китая также заключаются в многостороннем сотрудничестве в области рыболовства.
Тиллман добавляет, что восточные СМИ неохотно освещают эту тему. «Но забудьте о том, что вы читаете в газетах. Эти данные реальны!»
Представитель России Антон Васильев во время интервью на Ассамблее Полярного круга 2021 сказал, что мир меняется. «Роль Арктики изменилась из-за климата и развития технологий. То, что было для нас закрыто в Арктике, теперь открыто, и это меняет правила игры». Все дело в технологиях, и это не только судоходство, но также железные дороги и маршруты из Китая в Европу.
«Россия построила высокоскоростные железные дороги из России на Восток», — говорит Тиллман, сожалея об отсутствии интереса Запада к новым технологиям.
«За три дня Ассамблеи Полярного круга в Рейкьявике об этом не говорили. Япония развивает свои морские порты и железные дороги на основе ИИ, и ни одна из этих технологий не используется Западом. Не удивительно, что он отстаёт», — говорит Тиллман.
Последнее событие — и проблема на прошедшей Ассамблее Полярного круга — заключается в том, что ЕС настоятельно призывает государства-члены прекратить бурение на нефть и газ из-за изменения климата. В сентябре 2021 г. российский производитель СПГ Новатэк объявил, что японские и китайские банки могут предоставить дополнительное финансирование для российского проекта СПГ-2 в условиях отсутствия поддержки со стороны ЕС.
Тиллман прогнозирует, что к середине 2020-х годов Китай, вероятно, станет крупнейшим импортером СПГ в мире, потребляя дополнительно 100–130 млрд. кубометров газа, поскольку и президент Си, и президент Путин обязались к 2024 г. удвоить объем торговли до 200 млрд. долларов.
По словам Тиллмана, соглашение будет способствовать дальнейшему развитию российского «поворота к Азии», стратегического сдвига, начавшегося после аннексии Крыма в 2014 г.
«Как переориентация России на Восток влияет на арктический Запад? — «За последние два года стало ясно, что большая часть Запада не приветствует крупные китайские и/или российские инвестиции, границей является Мурманск. Также важно отметить, что санкции в отношении России остаются в силе».
«Давление со стороны администрации Байдена на Норвегию в сочетании с поддержкой ЕС антикитайской истерии в Прибалтике и давлением ЕС по отказу от банковских кредитов ЕС для финансирования Arctic LNG2 будет продолжать стимулировать развитие Востока и Юга и переток туда финансов. Катар только что заказал четыре новых китайских танкера для перевозки СПГ», — сказал Генри Тиллман в заключение.
Читайте также
Последние новости