«Историк, лирик, музыкант. Хоть и не Моцарт, но талант», - с таким девизом вот уже более двух десятилетий учит детей педагог истории и обществознания, заместитель директора гимназии №2 по инновационной работе Ирина Билль. В прошлом году опыт работы сургутского учителя был признан лучшим на всероссийском конкурсе профессионального мастерства «История в школе: традиции и инновации». И, пожалуй, неслучайно здесь так часто фигурирует слово «инновация» - Ирина Билль уверена, что педагогика развивается быстрее многих других наук, а потому учителю необходимо подпитывать себя новыми знаниями, чтобы соответствовать требованиям времени. Сегодня в гимназии №2 разработана программа развития на три года. В ней, в хорошем смысле слова, революционные, но при этом созидательные методики, которые полностью переворачивают представление о современном образовательном процессе.
Во главе - книга
В соответствии с запросами информационного общества, в основу основ преподавания предметов в гимназии ставят… книгу. Дети, у которых преобладает клиповое мышление, учатся работать с архивными документами, историческими источниками, частенько заходят в библиотеку. На основе всего этого учатся анализировать и составлять объективную картину мира. Любовь к чтению в образовательной организации культивируется давно – исторически так сложилось, что гимназия №2 всегда была кузницей лингвистов, филологов и юристов. С 2015 года гимназия является региональным отделением Русской ассоциации чтения.
Существенно модернизируют здесь и монументальные, как казалось, подходы к работе самого учителя. Ирина Билль эту мысль проверила на себе. Являясь членом Российской ассоциации учителей истории, она трижды выступала на всероссийских съездах историков, которые проводились в РАН.
- Это центр самых новых и свежих идей, здесь встречаются теоретики и практики, чтобы выработать новые механизмы и подходы к обучению истории и обществознания. Современные ученики отличаются тем, что могут усваивать информацию более оперативно. И наша задача – научить их правильно ее воспринимать. Сделать это возможно только при коллективной работе учителей, - говорит педагог.
А потому в гимназии №2 уже сейчас уходят от традиционных предметных методических объединений педагогов, создавая проблемно-творческие группы учителей естественно-научного, математического и гуманитарного циклов. Ирина Билль шутит – физики и лирики, наконец, смогли сплотиться и проявить творческие начала. И произошло это на базе гимназии №2 в Сургуте.
- Такая совместная работа педагогов позволит интегрировать разные предметы в единую цепочку. У нас в гимназии в течение года проводятся дни межпредметной интеграции, то есть погружение детей в одну тему. Например, сейчас в России объявлен Год Японии. Коллектив педагогов проработал план занятий по каждому предмету, - от экологической направленности на уроках естественно-научного профиля до стихотворений хокку на литературе. Это сделано для того, чтобы
детям было легче понять и экономическую модель стран Востока, и феномен прорывных инноваций, и способы сохранения традиций, - объясняет Ирина Билль.
Не урок, а компетенция
Одно из приоритетных направлений работы гимназии №2, которая позиционирует себя как ресурсный центр гуманитарного образования, – обучение детей финансовой грамотности. Предмет этот появился совсем недавно и, что называется, является трендом. Но педагоги пошли дальше. Ирина Билль разработала комплексную программу обучения «Дела семейные», которая включает в себя методическое пособие для
коллег и учебные материалы для детей. В основе программы вновь интеграция – права и экономики. Проект сургутского учителя, к слову, признали лучшим на всероссийском конкурсе Центробанка России и издательства «Просвещение».
- Основы финансовой грамотности гимназисты начинают осваивать еще в начальной школе, а завершают в выпускных классах в рамках предмета «Экономика». По моему мнению, финансовую грамотность нельзя приобрести посредством решения задач, это не дает возможности применения знаний ребенку. Здесь необходимы активные формы, практикумы. Для ребенка, который живет во взаимодействии с развитой рыночной инфраструктурой, который нацелен
поступить в престижный вуз, этот курс дает возможность утвердиться в жизни, узнать новые грани своей личности, - отмечает заместитель директора гимназии №2, педагог истории и обществознания Ирина Билль.
Оценка работы – жажда детей к знаниям
Такой подход к работе и обучению детей Ирина Билль выработала давно. Особую ответственность она испытывает за свои предметы. На уроках истории и обществознания, как сама признается, старается вложить в своих учеников нечто большее, чем просто цитаты известных философов и историков, значимые даты и рассказы о важных событиях.
- В Концепции развития исторического образования четко обозначены трудные вопросы истории. Это те вопросы российской истории, которые требуют особого пристального внимания к подходам при изучении: например, о революциях, переселенческой политике, предвоенной поре, вопросов послевоенного развития. Здесь многое зависит от педагога. Главное – не склоняться к субъективизму. Необходимо, чтобы у современного ребенка на фоне изучения документов и материалов, иных источников создавалось представление об истории страны как о национальном достоянии. Мы должны формировать у учеников не только культуру прочтения документов, но и духовно-нравственные начала, представления о достижениях страны – это труд многих поколений, в том числе и их родителей, - объясняет педагог.
Как результат – успех ее учеников. Ежегодно воспитанники Ирины Билль становятся абсолютными «чемпионами» по сдаче ЕГЭ, набирая заветные 100 баллов как по истории, так и по обществознанию. В этом году гордостью учителя стала Виктория Сайфулина, набравшая 100 баллов по обществознанию, а также Илья Плодухин, которому до абсолюта не хватило всего четырех баллов. Ее ученики в прошлом учебном году также стали победителями всероссийского конкурса исследовательских работ «Дорога к обелиску», учредителем которого является Российское историческое общество. Что и говорить – сама Ирина Билль, подтверждая свои же слова, держит руку на пульсе, участвуя в профессиональных конкурсах, конференциях и съездах. А еще признается, что часть своего отпуска обязательно проводит в архивах, работая с документами, потому как историк обязан сам проживать эпоху, о которой будет рассказывать ученикам.
Читайте также
Последние новости