Следующая новость
Предыдущая новость

ЕС понимает, что на Америку надеяться нельзя, и планирует создать собственные объединённые вооружённые силы

22.11.2021 10:07

Хаос на границе польско-белорусской границе — это всего лишь последний инцидент, который заставил руководство Брюсселя задуматься о том, что следует предпринять ЕС в долгосрочной перспективе для обеспечения соей безопасности. Этот миграционный кризис происходит на фоне растущих в Восточной Европе опасений по поводу наращивания Россией войск на границе с Украиной.

Геополитические кризисы последнего времени, в первую очередь провальный вывод войск из Афганистана, укрепили мнение о том, что ЕС в своей защите не может полностью полагаться на США и НАТО. В связи с этим появился и был представлен на этой неделе странам-членам ЕС «Стратегический компас безопасности и обороны», с кратким изложением того, как может быть организовано сотрудничество в этой сфере в рамках всего блока.

Основное предложение состоит в том, чтобы ЕС в случае потенциального кризиса мог быстро развернуть до 5000 военнослужащих. Это группы быстрого развертывания, а не постоянные силы, подчиняющиеся командованию в Брюсселе, будут представлять собой совокупность подразделений из стран-членов ЕС, сформированную для решения конкретной задачи и с командованием на уровне ЕС. Задачи могут быть различными, от организации эвакуации, такой как в Афганистане, до миротворческих и гуманитарных миссий.

В документе говорится также о необходимости объединенного подхода к закупкам, исследованиям и разведке, что сделает блок более конкурентоспособным и эффективным, причём признаётся, что для этого необходимо будет увеличить расходы на обороны как на национальном уровне стран-участниц, так и на уровне ЕС в целом.

Не все 27 стран ЕС должны будут участвовать в таких миссиях; тем не менее, развёртывание войск от имени ЕС потребует одобрения и участия всех стран, входящих в блок.

Напомним, что предложение о создании «армии ЕС» появилось ещё в 1999 г., — тогда была поставлена цель иметь возможность развёрнуть в любой заданный момент времени до 60 тысяч военнослужащих.

Так появился ли у ЕС армия, которую он сможет назвать своей собственной?

Из разговоров с дипломатами, военными и политиками ЕС можно сделать вывод, что всё согласны с основным положением документа: что-то нужно делать, чтобы обеспечить безопасность Европы.

Однако на пути создания такой армии есть многочисленные препятствия, начиная с различных конституционных ограничений и разных военных доктрин у стран-членов ЕС.

Самая увлеченная такой идеей страна, без сомнения, — Франция. Президент Эммануэль Макрон никогда не скрывал своей мечты о более сильной, проводящей более согласованную внешнюю политику Европе. Он даже призвал к созданию «настоящей европейской армии», чтобы уменьшить потребность Европы в том, чтобы её защищало НАТО под руководством США.

Некоторые страны на востоке ЕС — Польша, Эстония и Литва — в целом план поддерживают, но согласны его подписать только в том случае, если в официальном соглашении будет содержаться конкретное указание на угрозу, которую представляют Россия и, в меньшей степени, Китай. Они также выразили озабоченность по поводу любых планов, которые могут подорвать НАТО. Угроза со стороны Россия тревожит также и скандинавские страны.

Играют свою роль и соображения «бережливости». Это не совсем та же «экономная четверка» — Дания, отказавшаяся от участия в Стратегическом компасе, Нидерланды, Австрия и Швеция. Официальные лица х из этих стран выразили обеспокоенность тем, что войска, назначенные для групп быстрого развертывания, никогда не будут задействованы, что на это будет наложено вето, и все закончится пустой тратой денег, а позиции НАТО между тем будут подорваны.

До сих пор не ясно, как поведёт себя самая богатая страна ЕС – Германия, где до сих пор идут переговоры о создании правящей коалиции.

Несмотря на все позитивные сигналы, вполне возможно, что, когда все 27 лидеров будут за закрытыми дверями обсуждать этот проект, верх возьмут узконациональные интересы и накопившиеся взаимные претензии, и план будет размыт или отложен в долгий ящик. И хотя высшее руководство в Брюсселе сохраняет оптимизм, считая, что в проекте в достаточной мере учтены интересы всех, когда на речь заходит о таких суммах и на карту ставится такой политический капитал, то дипломатия, готовность идти на компромиссы и единство могут легко испариться. Впрочем, ЕС к этому не привыкать.

Источник

Последние новости