Украинская газотранспортная система больше не нужна ни России, как крупнейшему экспортеру углеводородов в Европу, ни странам Старого Света, которые начали активно использовать альтернативные маршруты для получения «голубого топлива».То, что «Газпром» рано или поздно пойдет на такие меры, стало понятно на прошлой неделе, когда Высший земельный суд Дюссельдорфа снял ограничения по использованию Россией мощностей газовой системы OPAL — самого важного отрезка давно построенного и отлично действующего экспортного газопровода «Северный Поток», по которому российское «голубое топливо» поставляется в Европу.
В принципе, газоотвод OPAL, который до недавнего времени был задействован только наполовину, мог быть открыт для России и раньше. Однако «палки в колеса» постоянно ставила польская энергокомпания PGNiG, которая с подачи и в интересах Украины пыталась отлучить «Газпром» от этой трубы. В частности, в прошлом году Варшава обжаловала решение Еврокомиссии, разрешившей российскому холдингу пользоваться мощностями Opal практически в полном объеме. Поляки были уверены, что Европа согласится с их доводами, заключавшимися в том, что монополизация Россией европейского энергетического рынка поставит Брюссель и всех участников Евросоюза в полную и окончательную зависимость от нашей страны.
Между тем Высший земельный суд Дюссельдорфа, где рассматривалось это дело, встал на сторону «Газпрома». Это позволило нашей монополии получить официальное право не только заполнять OPAL на 50%, но еще и выкупать до 40% дополнительных мощностей этого газопровода на свободном рынке.
Собственно, так и произошло: 1 августа были проведены первые после долгого перерыва торги, на который «Газпром» купил те самые 40% свободных мощностей. Со 2 августа суточная прокачка газа по этой ветке, как следует из отчетности компании Gastransoprt, которая является оператором OPAL, увеличилась с 56 млн до 71,5 млн кубометров.
Это топливо «Газпром» перекинул из тех объемов, которые ранее шли транзитом через Украину. В частности, загрузка отрезка на пограничной станции «Вельке-Капушаны» была снижена с 161 млн до 155 млн в сутки. Сложившееся положение нанесет серьезный удар по доходам Киева — только в этом году он в связи с таким раскладом рискует потерять до 20% годового транзита газа и не досчитаться $400 млн прибыли.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, Европа в случае со снятием ограничений с OPAL действует абсолютно логично и естественно. «В этот газопровод в любом случае поступает российское топливо из «Северного потока». Вместе с этим Польше и Украине обижаться на ни на Еврокомиссию, ни на европейские суды, ни, тем более, на «Газпром» не стоит. Все правила соблюдены. Дополнительные объемы транзита по OPAL Россия закупает на свободном рынке, что говорит о существовании конкуренции и возможности других поставщиков вступить в борьбу за получение места в этом газопроводе», — полагает эксперт.
Исходя из этого, у нашей страны есть довольно значительные шансы в продвижении еще одного экспортного энергетического маршрута в Европу — строящегося газопровода «Северный поток - 2». Против реализации этого проекта выступают США. Вашингтон даже ввел против него санкции. Американцы выставили порог в $5 млн вложений, которые могут сделать зарубежные инвесторы в год в любой российский нефтегазовый проект. Между тем пять европейских компаний — французская Engie, австрийская OMV, англо-голландская Royal Dutch/Shell и немецкие Uniper и Wintershall — пообещали вложить в этот газопровод по $950 млн.
«Если Европа не пойдет на поводу у США и создание «Северного потока - 2» будет завершено, то Украина будет фактически вычеркнута из транзитеров «голубого топлива» в страны Старого Света. По трубам Незалежной будет в таком случае прокачиваться не более 15-20 млрд кубометров в год. Доходов от такого транзита не хватит даже обслуживание украинской газотранспортной системы», — отмечает Сергей Пикин.
Читайте также
Последние новости