Следующая новость
Предыдущая новость

Эксперт: Китай купит Турцию, причем задешево

Эксперт: Китай купит Турцию, причем задешево

Как и падение Османской империи после Первой мировой войны, нынешний финансовый крах Турции ожидался в течение нескольких лет. Медлительность международных рейтинговых агентств и лень банковских кредитных комитетов позволили Турции побороться на год-два дольше, чем следовало бы, но коллапс турецкой лиры на прошлой неделе после долгого и болезненного спада никого не удивил.

Известный своим резким и переменчивым нравом президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган мог бы отсрочить этот кризис, но вместо этого решил поскандалить с американским президентом Трампом по поводу ареста протестантского пастора из США по обвинению в причастности к террористической деятельности.

В пятницу в 9:20 по восточноевропейскому времени турецкая лира торговалась на отметке 6,5 за 1 американский доллар, другими словами, втрое дешевле, чем в 2014 году. Экономику Турции, несомненно, ожидают экстремальные уровни инфляции, поскольку цены на импортные товары взлетят на фоне резкого сокращения объемов производства из-за того, что издержки производства окажутся непосильными для большинства турецких предприятий. В конечном итоге, Турция станет «экономической сатрапией Китая», как я предсказывал еще в ноябре прошлого года. Президент Эрдоган фактически сдался на милость Китая, о чем свидетельствует его сбивчивая речь в прошлую пятницу.

Экономика Турции, скорее всего, сократится на 10-20 процентов, прежде чем перестанет истекать кровью, как я предсказывал 12 июня. Предполагаемое экономическое чудо Эрдогана вполне отвечало старой формуле клептократий третьего мира, каких немало было в прошлом. Ее суть проста: массовое кредитование экономики за счет крупных внешних займов.

Турки покупали иностранные потребительские товары за счет выручки, а дефицит текущего счета страны увеличился до 6,5 процентов от совокупного объема продукции страны. Этот показатель близок к отметке, которой достиг платежный баланс Греции в начале 2012 года, когда ее экономика взорвалась.

Турецкие компании заимствовали около 300 миллиардов долларов в иностранной валюте, а теперь вынуждены погашать задолженность за счет доходов в девальвированных турецких лирах. Большая часть долгов была сделана тогда, когда обменный курс лиры к доллару был менее 2. В настоящее время он превышает 6 лир за доллар, так что стоимость обслуживания долга выросла втрое для турецких заемщиков, получающих доходы в национальной валюте.

Часть кредитования финансировалась турецкими банками, которые в свою очередь заимствовали доллары или евро в других банках на краткосрочном межбанковском рынке и предоставляли их в виде займов своим клиентам. Если турецкие банки не смогут справиться с кризисом невыплаты задолженности по кредитам, турецкая банковская система неминуемо рухнет. Впрочем, скорее всего этого не произойдет, потому что испанская банковская компания BVVA (Banco Bilbao Vizcaya Argentaria) принадлежит крупнейшему банку Турции, Garanti.

В последний раз турецкая лира взрывалась еще в 2001 году, когда страна обратилась к Международному валютному фонду за кредитом и вынуждена была пойти на тяжелые условия жесткой экономии в обмен на предоставление кредитной помощи. Эрдоган вряд ли поступит так же. В своей бессвязной речи в пятницу он заявил, что рассматривает возможные альтернативы с Китаем, Россией и Ираном. Ранее Эрдоган не раз говорил, что Турция выпустит так называемые панда-бонды на китайском внутреннем рынке.

Впрочем, пока это лишь лотерейный билет, судя по комментариям китайского англоязычного телеканала CGTN. Китайская телекомпания цитирует турецкого экономиста Эмре Алкина: «Стабильность турецкой лиры будет достигнута благодаря сотрудничеству с такими важными партнерами как Китай. Центральный банк не способен сделать что-либо в одиночку, поскольку не обладает достаточными ресурсами. Если эти ресурсы придут именно из Китая, так тому и быть, однако важно правильно их использовать. Понятно, что мы нуждаемся в мудрости, идеях и предложениях со стороны таких стран как Китай.

Турции придется продать часть стратегически важных активов страны. Сегодня, когда турецкая лира торгуется на уровне 6,26 лир за доллар, весь индекс ценных бумаг Istanbul 100 стоит всего 35 миллиардов долларов. Если бы китайские инвесторы захотели купить все до единой акции всех турецких компаний, включенных в этот индекс, Турция получила бы такое количество валюты, которого хватило бы на покрытие нынешнего дефицита текущего счета всего на протяжении семи месяцев. Турции придется продать нечто намного больше, чем ее публичные компании, чтобы собрать необходимые деньги, а кроме того, стране придется пойти на крайне непопулярные меры жесткой экономии.

Турецкий экономист, в прошлом автор издания Asia Times Алтай Атли сказал в интервью китайскому телеканалу, что Турция предложит Китаю дополнительные возможности партнерства в своих морских портах и других объектах транспортной инфраструктуры. Китайская государственная судоходная компания COSCO Pacific уже владеет 65 процентами крупнейшего турецкого порта. Атли сказал: «Я думаю, что Турция и Китай могут расширить свои партнерские связи в других портах Турции, на Средиземном, Эгейском и Черном морях. При этом критически важно не просто объединить эти порты с железнодорожными проектами и расширить магистрали, но создать единую логистическую сеть.

Китай получит возможность провести синификацию, или китаизацию, Турции, причем без значительных затрат. Крупнейшая китайская компания по телекоммуникационному оборудованию Huawei уже сотрудничает с Turk Telecom по созданию системы доступа к 5G-Интернету в рамках сделки, охватывающей облачные вычисления, Интернет вещей, и, что самое важное, государственную безопасность. Китайская альтернатива американским Amazon и Google, компания Alibaba, в этом году инвестировала в турецкую платформу для электронной торговли Trendyol.

Комбинация мобильной широкополосной связи, железнодорожной и морской логистики, электронной коммерции и электронных финансовых услуг приведут к поглощению Турции огромной китайской экономикой. Вскоре контейнеры китайских запасных частей начнут прибывать по железной дороге в Анатолию для сборки конечной продукции, которая затем будет продаваться в Европе и на Ближнем Востоке.

Президент Эрдоган сможет грозить кулаком Вашингтону и говорить о национальной гордости, в то время как его страна превращается в сатрапию Китая.

Источник

Последние новости