60 лет назад, 13 сентября 1957 года, в районе Черного Мыса к берегу причалили катер «Тихий», который притащил в Сургут баржу с нехитрым хозяйством геологов-первопроходцев. В начале недели в Центральной районной библиотеке им. Г.А. Пирожникова ветераны отрасли поделились своей формулой успеха с молодежью – студентами первого курса Сургутского института нефти и газа.
Кузница кадров
За те 45 лет, что он в геологии, Юрий Тверетин прошел всю профессиональную школу – от рабочего до главного механика объединения «Обьнефтегазгеология». Именно приезд десанта геологов из Колпашево в 1957 году повлиял на выбор профессии девятиклассника Юрия. Он с друзьями зимой ходил на лыжах из Локосово в Сургут, и огни буровой произвели тогда на мальчишек неизгладимое впечатление.
– Геология – это очень тяжелая профессия. Ты не пробуришь, пока не будут работать все механизмы, а они должны работать круг-лые сутки, – предупредил будущих нефтяников ветеран геологической отрасли. – На буровой, что стоит на отшибе, нет дорог – нет ничего, и если вдруг что-то сломалось, надо самим думать, как ремонтировать, чем заменить деталь. Ведь процесс бурения нельзя остановить. Сургутские геологи – это великолепная кузница кадров. Наши специалисты стали руководителями во многих
геологоразведках Западной Сибири.
Главный геолог объ-единения «Обьнефтегазгеология» Владимир Кулявцев рассказал участникам мероприятия, откуда на югорской земле нефть.
– С тех пор, как установили, что соединение углерода и водорода может дать нефть, и спорят ученые о теории ее происхождения. Задача геолога – показать на карте громадной Западной Сибири точку, где бурить, а в пробуренной толще пластов найти нефть. Успех экспедиции зависит от того, насколько правильно ты выберешь путь, по которому идти. Есть такое понятие у геологов – «коэффициент успешности». В Ноябрьской экспедиции был один из самых лучших показателей – 0,8, то есть 80% скважин – продуктивные. Терпение, терпение и еще раз терпение – главные качества геолога. И конечно же, учиться нужно постоянно, в том числе и на своих ошибках.
«Природой здесь нам суждено...»
Вспоминали геологи и о том, как строился их жилой микрорайон. Спорткомплекс «Геолог» был первым спортивным сооружением в Сургуте. По словам Александра Тюрина, профсоюзного лидера объединения «Обьнефтегазгео-логия», помимо выполнения производственных планов геологи построили в городе две школы, семь детских садов, дом культуры. Летом в городе Гагры для детей работал пионерский лагерь, а сами работники объединения отдыхали на базе в Хосте. Начинал Александр Николаевич свою карьеру в сургутском речном порту, тогда именно по воде доставлялись все грузы для геологов и нефтяников. Для сравнения: в 1975 году сургутский речпорт перерабатывал до 3 млн тонн грузов, тогда как в 1967-м – всего
145 тыс. тонн.
Маргарита Рыжова более сорока лет проработала в Сургутской нефтеразведочной экспедиции. Вслед за мужем, геологом Федором Николаевичем Людофуном, хрупкая женщина приехала в Сургут с маленьким ребенком. Вся тяжесть обустройства семьи в незнакомом городе легла на ее плечи.
– Везде были огромные очереди за продуктами, за вещами, я не могла представить себе, что магазин может называться «Мырлавка». Мы все ходили по колее – ни дорог, ни автобусов в ту пору не было. Женщины нефтеразведочной экспедиции работали в основном в конторе, и когда нам решили показать буровую и объяснить, как она работает, произошла небольшая авария и все воочию увидели, что такое фонтан нефти, узнали ее вкус и цвет. Так и произошло наше нефтяное крещение.
Пять раз вокруг света
Нередко дети идут по стопам родителей. Трудовой династии Федотовых 375 лет, и вся она связана с нефтяной промышленностью.
– Старт нефтяному марафону старший брат моего отца дал в 1910 году, он учился в Петербургском горном университете и работал у Нобеля в Баку, – вспоминает Виктор Федотов. – 17 человек из нашей династии работали в нефтяной отрасли Западной Сибири, в том числе и мы – трое братьев. Я еще и в школу не ходил, но уже залазил на 50-метровую вышку. Так сложилось, что в Сургут я приехал в тот день, когда поселку был присвоен статус города – 25 июля 1965 года. 11 лет проработал на Самотлоре и четверть века – главным технологом объединения «Обьнефтегазгеология».
Виктор Алексеевич – не только ветеран-геологоразведчик, но и член Союза журналистов России, автор трех изданий. В книгах автор делится своими воспоминаниями о работе на нефтепромысле, о людях, с которыми сталкивала его судьба, а также раскрывает рецепт настоящего рабочего, геологического счастья.
Спортивной форме Виктора Федотова могут позавидовать многие молодые. Несмотря на семидесятилетний возраст, он готовится участвовать в московском 42-километровом марафоне. И тогда в его спортивном дневнике появится запись –
200 тысяч километров. Именно столько он пробежал за свою жизнь. Для Виктора Алексеевича это будет пятый виртуальный круг вокруг земного шара.
Ценная находка
Историю освоения Западной Сибири можно узнать из книг, а еще, конечно же, по фотографиям передвижной фотовыставки «Романтика геологии», которая побывает во всех библиотеках Сургутского района. Автор работ – Николай Мельников – ветеран геологии. Его снимки через десятилетия превратились в документальную повесть жизни прошлых лет. Они отражают будни и праздники, быт и ударный труд геологов – представителей истинно мужской профессии.
– О каждой фотографии есть что вспомнить. Я работал геологом по испытанию скважин, приходилось часто бывать на разведочных скважинах, в бригадах освоения, в бригадах бурения, и вот все эти моменты я старался запечатлеть, – рассказывает о своих работах Николай Петрович. – Фотографии делались не для газеты, не для репортажа, а исключительно из личного интереса. И делались снимки в процессе работы.
В конкурсе «Журналист года – 2014» Николай Петрович стал лучшим в номинации «Объектив мастера» за серию снимков, напечатанных в газете «Нефть Приобья».
Николай Мельников составляет генеалогическое древо своей семьи, активно работает в архивах и библиотеках. Совсем недавно он обнаружил очень интересные данные. К примеру, первые проявления нефти в Сибири зафиксировала еще экспедиция Мессершмидта в XVIII веке по приказу Петра I. Известный русский математик Александр Кропоткин описал радужные пленки на воде, будучи в Томской ссылке. После побега он попал в Париж и рассказал об этих фактах известному французскому писателю Жюлю Верну, который использовал в дальнейшем эту информацию в своем произведении «Царский гонец, или Михаил Строгов» и, как показало время, был прав.
Читайте также
Последние новости