В XXI веке вновь развернулась Великая игра, направленная на формирование нового мира, центром которого станет Евразия. Этот мир будет построен на вероятном слиянии Европы и Азии, которые соединятся в «суперконтинент», говоря словами бывшего министра Португалии по европейским делам Бруно Масаеша.
Подпись к изображению: Президент США Дональд Трамп и его российский коллега Владимир Путин (фото из архива)
На данный момент в этом противостоянии сложились достаточно прочные «линии фронта». Великая игра объединяет Китай с Россией, Турцией и Ираном, которым противодействуют США, Индия, Япония и Австралия. Эти два лагеря борются за влияние, если не за господство, на пространстве, которое раскинулось от Китайского моря до атлантического побережья Европы.
Очагов напряжённости насчитывается немало. Они распространились от восточных рубежей Евразии до Афганистана, Пакистана, Сирии, Турции, Ирана и стран Центральной Европы. В последнее время противостояние вышло далеко за пределы этого региона, учитывая, что Россия, Китай и Турция поддержали президента Венесуэлы Николаса Мадуро.
Это соперничество напоминает популярную настольную игру «Риск», где переплетаются дипломатия, конфликты и завоевания. Полем игры является политическая карта Земли, разделённая на сорок две территории, которые сгруппированы в шесть континентов. Несколько игроков, командующих армиями, стремятся захватить территории, участвуя при этом в сложном «танце», пытаясь добиться преимуществ и компенсировать слабости. Игроки формируют конъюнктурные союзы, которые могут измениться в любой момент. Потенциальные «чёрные лебеди» грозят вмешаться и перевернуть всё.
Надо сказать, «чёрных лебедей» немало и в нынешней Великой игре. Некоторые из них (хотя и далеко не все) обозначены в докладе под названием «Что если? Всматриваясь в горизонт: 12 сценариев на 2021 год». Этот документ был недавно опубликован расположенным в Париже Институтом по изучению проблем безопасности при Европейском Союзе. Сценарии, смоделированные в докладе, основаны на последних тенденциях. Описанные в них события могут оказаться переломными и радикально перестроить нынешнюю расстановку сил на поле Великой игры.
Сценарии или «серые лебеди», выражаясь языком составителей доклада, предполагают, что альянсы в Евразии продиктованы конкретной сложившейся ситуацией. Следовательно, как и в случае с игрой «Риск», игроки могут обернуться против бывших союзников, поскольку интересы расходятся и вновь сходятся. Анализ пяти сценариев показывает, что самым слабым звеном является стремление Китая, России, Турции и Ирана изменить баланс глобальной мощи в свою пользу.
Так, авторы доклада предполагают, что напряжённость в отношениях США с Россией и Турцией не является чем-то незыблемым. Аналогичным образом, может оказаться под вопросом попытка Москвы объединить бывшие советские республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), куда входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Армения. Кроме того, нельзя исключать, что союз России с Турцией и Китаем, а также с Ираном окажется менее надёжным, чем представляется на первый взгляд, пусть в докладе подобное развитие событий и не рассматривается.
То же самое можно сказать и о «серых лебедях» в отношениях Соединённых Штатов с их давними союзниками. Это показано в сценарии доклада, посвящённом выводу американских войск из Европы с учётом мнения президента Дональда Трампа о несовпадении интересов государств по разные стороны Атлантического океана.
Хотя вероятным исходом битвы за Евразию станет многополярный мир, сценарии говорят о том, что предполагаемый упадок Соединенных Штатов, несмотря на односторонний подход Трампа, не является необратимым. Точно так же, Иран может оказаться либо победителем, либо проигравшим, в зависимости от того, как он разыгрывает свои карты.
В четырёх сценариях рассматривается возобновление массовых протестов в арабском мире после обращения вспять результатов поначалу успешных восстаний, произошедших в 2011 году в Египте, Ливии и Йемене, и проведения жестоких репрессий. В них также анализируется возможность политического насилия на Кавказе, которое разворачивает Турцию против России и может угрожать ключевым узлам китайского проекта «Один пояс, один путь». Кроме того, говорится о развале ЕАЭС после приближающегося ухода из власти Владимира Путина и перестройке политической карты юго-восточной Европы, а также об укреплении европейского единства с учётом вывода американских войск и урегулирования напряжённости между Сербией и Косово.
Едва ли можно назвать бездоказательной мысль о возобновления массовых протестов в арабских странах, которые могут перекроить политическую карту Ближнего Востока. Достаточно взглянуть на происходящее: массовые антиправительственные демонстрации в Судане не утихают уже более месяца; наблюдаются беспорядки в Тунисе, где в 2011 году произошло одно из относительно успешных восстаний; на Западном берегу Иордана проходят протесты против нового закона о социальном обеспечении и наконец, надо упомянуть антиправительственные марши в Ираке.
Во всяком случае, волнения лишний раз подчёркивают риски, которым подвергаются все игроки Великой игры, когда поддерживают автократические режимы, в значительной степени не сумевшие обеспечить устойчивость общественных благ и грамотное управление, а также удовлетворить социальные, экономические и политические чаяния молодёжи.
«Давление в направлении перемен в арабском мире, вероятно, будет увеличиваться, следуя в ногу с ростом плотности населения, неравенства и социальной несправедливости», – такой вывод сделал журналист Саймон Тисдалл в восьмую годовщину восстания в Египте, которое привело к свержению президента Хосни Мубарака, но два года спустя было побеждено с помощью военного переворота.
В вышеупомянутом докладе изображено также массированное нападение на железнодорожную линию Баку-Карс, жизненно важный узел для китайского проекта «Один пояс, один путь», соединяющего Поднебесную с Европой. Это событие с новой силой разжигает дремлющие местные противоречия, а также вызывает соперничество российских и турецких экономических и геостратегических интересов, что побуждает Москву и Анкару искать поддержки США.
Аналогичным образом, рассматривается сценарий, когда Казахстан и Беларусь покидают Евразийский союз из-за его неспособности достичь заявленных целей по продвижению региональной интеграции. Это вызывает в Москве опасения по поводу того, что распад регионального объединения может привести к краху Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), военного альянса, объединяющего Таджикистан и пять членов ЕАЭС, а также Афганистан и Сербию в качестве наблюдателей. Распад этих двух организаций значительно подорвал бы положение России в регионе.
Кроме того, изображается обмен территориями между Сербией и Косово, примиряющий эти страны, межобщинные отношения которых были отравлены историческими предрассудками и недавними войнами. Это открывает ящик Пандоры для стран юго-восточной Европы, но облегчает присоединение Сербии и Косово к Европейскому союзу, в то время как вывод войск США заставляет государства ЕС сосредоточиться на коллективной безопасности.
Реализации одного из этих сценариев хватит, чтобы вызвать перекройку текущей расстановки сил на поле Большой игры, причём любой из представленных сюжетов является реалистичной возможностью.
Как отметила заместитель директора вышеназванного института при ЕС Флоренс Гауб, представляя доклад, «серые лебеди» обладают столь же высоким уровнем стратегического воздействия, что и «чёрные», однако в поддержку того, что первые действительно возможны, имеется больше доказательств. Упомянув известную картину 1985 года «Назад в будущее», Гауб заявила, что, как и в фильме, иногда приходится «совершать путешествия в будущее», чтобы принять взвешенное решение сегодня.
Читайте также
Последние новости