Хотя некоторые из союзников и партнеров Америки пришли в ужас от поведения президента США Дональда Трампа во время его недавнего саммита в Хельсинки с президентом России Владимиром Путиным, реакция в Индии была несколько иной. На самом деле, накануне саммита в стране преобладали надежды, а не опасения, а после его завершения возникли большие разочарования, причем не в связи с поведением и речами Трампа, а в связи с реакцией истеблишмента в Соединенных Штатах.
Причины такого восприятия нетрудно понять, Традиционные и продолжающиеся тесные связи Индии с Россией в области безопасности, наряду с растущим партнерством между Индией и Соединенными Штатами, определяют естественное желание Нью-Дели, чтобы Россия и Соединенные Штаты каким-то образом исправили свои крайне напряженные двусторонние отношения. Ведь именно эта напряженность заставила Россию занять оборонительную позицию и подтолкнула Москву к более тесным связям с Китаем и даже с Пакистаном, что вызвало большую тревогу и опасения в Нью-Дели.
Очевидно, что по большей части это сближение России с соперниками Индии в регионе было результатом напряженности в отношениях между Россией и Западом, а прежде всего с Соединенными Штатами. Но с другой стороны, эта напряженность также означала, что Индии необходимо как-то балансировать между двумя ближайшими партнерами в сфере безопасности. Это вовсе не то положение, в котором Индия хотела бы находиться, особенно учитывая растущее давление со стороны набирающего силу Китая.
В идеале Индия хотела бы, чтобы как Россия, так и Америка, оказались на ее стороне, и помогли справиться с Китаем. Ведь, в конце концов, обе эти страны испытывают немало опасений в связи с поведением Пекина. Китайская экспансия угрожает вытеснить Соединенные Штаты из Индо-Тихоокеанского региона, и одновременно привести к возникновению мощного потенциального противника восточном фланге России. Россия и США в этой ситуации должны быть естественными партнерами, как между собой, так и с Индией, и вся проблема заключается в том, что обе страны не желают признать наличие общих интересов и похоронить свои разногласия. Надежда Индии состояла в том, что Трамп и Путин могли бы положить в Хельсинки начало смене политического курса.
Это соображение определило большую часть реакции индийских политических комментаторов, хотя официальных заявлений со стороны правительства не последовало. До саммита ожидалось, что «любое потепление в американо-российских отношениях принесет облегчение». Аналитики также были обеспокоены по поводу негативных последствий американского Закона о противодействии соперникам Америки посредством санкций, если американо-российские отношения не улучшатся.
Некоторые эксперты также считают, что встреча Трампа и Путина дает возможность установления «ясных путей к взаимопониманию» и надеются на послабления для индийского правительства в связи с закупкой российской системы противовоздушной обороны С-400. Другие опасаются, что в мире начались гораздо более масштабные события, и что все это может привести к демонтажу геополитического устройства Евразии, который создали и поддерживали на протяжении многих десятилетий Соединенные Штаты Америки. Кроме того, звучали также аргументы, в которых подчеркивались стабилизирующие эффекты улучшения американо-российских отношений не только для двух держав, но и для глобального порядка в широком смысле.
Именно поэтому индийские комментаторы были столь неравнодушны к саммиту между Трампом и Путиным. Общее потепление отношений между Вашингтоном и Москвой могло бы ослабить напряженность и в индийской дипломатии. С другой стороны, дальнейшее ухудшение этих отношений после встречи лидеров в Хельсинки могло бы иметь многочисленные и крайне неблагоприятные последствия. Во-первых, это серьезно осложнило бы ее выбор в сфере обороны и безопасности. Заинтересованность Индии в приобретении зенитно-ракетного комплекса С-400 является лишь одним из множества примеров. Даже несмотря на то, что Индия диверсифицировала свои военные закупки, ее оборонный арсенал по-прежнему состоит главным образом из российских вооружений и боевой техники. Кроме того, существуют технологии и платформы, которые ни одна другая страна не готова поставлять в Индию, во всяком случае, в ближайшее время, и поэтому Индия будет по-прежнему зависеть от России как от источника ряда важных технологий и запасных частей, необходимых для поддержания существующей оборонной инфраструктуры.
Но что еще более важно, дальнейшее ухудшение отношения между Россией и Западом и ее изоляционизм, приведут Москву в объятия Пекина, что может обострить стратегические угрозы для Индии и ограничить ее свободу выбора. Тесное российско-китайское военное партнерство вызывает также реальные опасения в сфере безопасности. Например, продажа Китаю российских передовых платформ вооружений, таких как истребители Су-35, а также подводные лодки проекта 877 «Палтус» и проекта 636 «Варшавянка» (собирательное обозначение, принятое в НАТО – класс «Кило»), послужила бы лишь расширению диспаритета в военном балансе между Индией и Китаем.
Более того, хотя в настоящее время Россия продолжает оказывать дипломатическую поддержку Индии на различных международных форумах, это также может измениться в будущем.
Российская заинтересованность в построении тесных политических и военных отношений с Пакистаном также не могла не вызвать озабоченность в Нью-Дели, не столько из-за масштабов этих отношений (по крайней мере, на данный момент), сколько из-за того, что она является индикатором значительного отдаления России от Индии. Тот факт, что формирующиеся связи между Москвой и Исламабадом являются второстепенными в сравнении со стратегическим альянсом между Россией и Китаем, не слишком утешает индийское руководство.
Напряженность между Россией и Соединенными Штатами Америки может привести к тому, что у Москвы возникнет недовольство в связи с укрепляющимися связями между Индией и США, хотя это укрепление и не направлено против России. У Нью-Дели крайне мало вариантов выбора, учитывая сложности, с которыми Индия сталкивается в связи с китайской экспансией.
Крайне жесткая реакция обеих политических партий в Соединенных Штатах на поведение президента Трампа и его отказ от некоторых собственных комментариев, произнесенных во время пресс-конференции с президентом Путиным, означает, что на значительное улучшение в отношениях между Россией и США в обозримом будущем, крайне мало надежд. Таким образом. Нью-Дели, по всей вероятности, придется по-прежнему балансировать между сверхдержавами и тревожиться по поводу любых негативных последствий напряженности между ними, которые могут отразиться на положении Индии.
Читайте также
Последние новости