Следующая новость
Предыдущая новость

Черта между конфликтом и стабильностью в конкуренции великих держав

24.04.2019 18:58
Черта между конфликтом и стабильностью в конкуренции великих держав

Один из наиболее значительных сдвигов в политике администрации Трампа имел место после переоценки угроз для национальной безопасности США в декабре 2017 года. Стратегия национальной безопасности администрации излагает свое видение защиты страны и продвижения американских интересов. В 2018 году Национальная стратегия обороны, по большей части, засекреченная, предоставила рекомендации Департаменту обороны о том, как ее выполнять. Государства-изгои вроде Ирана и Северной Кореи, а также терроризм со стороны джихадистов остаются в высоком приоритете. Но главной угрозой является стратегическая конкуренция с Китаем и Россией.

Конечно, в конкуренции великих держав нет ничего нового. Аксиома глобальной политики такова, что мелкие страны действуют как мелкие, а крупные действуют как крупные. Великие державы всегда глобально конкурировали за власть, влияние, рынки и ресурсы. Новым является значительное ускорение Китая на пути к гегемонии и растущее переосмысление России — через 25 лет после окончания холодной войны — в ее отношениях с развивающимися странами.

Новая эра конкуренции великих держав может не подразумевать прямую войну между США, Китаем и Россией. Опора на использование своих марионеточных сил в конфликте будет препятствовать этому сценарию. Но конфликты будут начинаться там, где их не было раньше, а там, где были, они будут углубляться. В обоих случаях нестабильность будет нарастать.

С учетом того, что стратегический акцент США переходит от борьбы с терроризмом к конкуренции с великими державами, характер действий Америки снова меняется. По мере усиления конкуренции между США, Россией и Китаем конфронтация в таких странах, как Венесуэла, будет углубляться. Многие другие регионы станут местом действия этой борьбы, и некоторые из них соскользнут в конфликт. Почти во всех случаях великие державы будут полагаться на своих ставленников.

Стратегия национальной обороны определяет четыре основных региона, где будет иметь место конкуренция великих держав: Индо-Тихоокеанский регион, Европа, Ближний Восток и Западное полушарие. Особенно здесь конфликт будет нарастать.

Самое крупное соперничество за власть будет происходить между Соединенными Штатами и Китаем. Десятилетиями Китай за пределами своей территории выстраивал инфраструктуру для функционирования многосторонних банков развития, наращивал свои иностранные резервы, развивая рынки и экспортируя излишки своей рабочей силы.

В последнее время цели Китая стали более стратегическими. Теперь они сосредоточены на обеспечении природными ресурсами, контроле морских транспортных маршрутов и создании или же контроле стратегической, и особенно прибрежной, инфраструктуры. Он преследует эти цели с помощью многочисленных инструментов национальной мощи, включая продажу оружия и инициативу Нового шелкового пути. Масштабный проект уже покрывает около двух третей населения мира и задействует три четверти имеющихся мировых энергоресурсов.

Основными регионами, где проявляется влияние Китая, являются Южная, Центральная и Юго-Западная Азия, Южно-Китайское море, южная часть Тихого океана, Индийский океан, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Африка. Китай также нацелен на богатые ресурсами и стратегически важные страны Европы, вроде Греции и Италии, а также Западное полушарие.

Что касается России, то в Национальной оборонной стратегии упоминается Грузия, Крым и Украина в качестве регионов, вызывающих особую обеспокоенность. Но Россия все активнее взаимодействует со многими другими странами на Ближнем Востоке, в Юго-Западной Азии, Северной Африке, в Сахеле и странах Африки к югу от Сахары. В Латинской Америке зона конкуренции включает Кубу, Венесуэлу, Никарагуа и Боливию.

По мере того как Соединенные Штаты укрепляют свои позиции в Восточной Европе в рамках Инициативы по обеспечению европейской безопасности, они рассматривают возможность наращивания присутствия в Польше и движутся к прекращению Договора о сокращении ядерных силах средней дальности. В ответ Россия, вероятно, приблизится к материковой части США. Она уже сейчас планирует разместить военную базу на венесуэльском острове Ла Орчила.

Конфликт великих держав оказывает глубокое воздействие на стабильность третьих стран. Стабильность часто рассматривается как конечная цель и характеризуется постоянством, отсутствием турбулентности и сопротивлением изменениям.

В смысле стабильности, политические системы разнятся между собой. Тоталитарные правительства, возможно, самые стабильные, за ними идут долговременные демократии, затем диктатуры, новые режимы и несостоявшиеся государства. В экономике стабильность делает возможной социальное и экономическое развитие путем привлечения критической массы прямых иностранных инвестиций, необходимых для оплаты национального развития. С точки зрения войны стабильность важна, потому что стабильные страны более устойчивы к тем видам влияния, которые ведут к войне, а стабильность делает прогресс армии более устойчивым.

В эпоху конкуренции великих держав число стран в серой зоне между войной и миром будет расти, поскольку новые страны становятся местом конкуренции. Это потребует более активного участия в операциях по обеспечению стабильности в серой зоне как до, так и после конфликтов.

В будущем все больше стран могут начать выступать в качестве места действия конкуренции великих держав. Конфликты возникнут в тех странах, где их не было раньше, и углубятся там, где уже существуют. Использование марионеточных сил уменьшит потенциал прямого конфликта великих держав, но по мере того как мир становится все меньше, вероятность конфликта будет нарастать.

Источник

Последние новости