Следующая новость
Предыдущая новость

Башкирия: выпускников девятых классов ждет новое испытание

Башкирия: выпускников девятых классов ждет новое испытание

В ближайшее время выпускников девятых и 11-х классов Башкирии ждут серьезные испытания — итоговые экзамены. В этом году есть определенные новшества в сдаче ОГЭ и ЕГЭ, которые нужно знать как детям, так и их родителям. Об особенностях сдачи государственных аттестационных экзаменов в этом году мы говорим с начальником Управления по контролю и надзору в сфере образования РБ Айбулатом Хажиным.

— Начнем с нововведений для выпускников девятых классов. В республике ребят, сдающих ОГЭ, как правило, в два раза больше, чем сдающих ЕГЭ — 38-39 тысяч и 18 тысяч детей, соответственно.

Напомню, что ОГЭ в штатном режиме работает три года. И на сегодня это уже вполне определенная, отработанная процедура. В этом году девятиклассники впервые пройдут итоговое собеседование. Это, по сути, своеобразный аналог итогового сочинения, которое пишут 11-классники перед сдачей ЕГЭ.

В этом году итоговое собеседование не будет иметь таких же последствий, как итоговое сочинение. Как известно, сочинение — это допуск к ЕГЭ. Если ученик не написал сочинение, не набрал необходимое количество баллов, то его не допустят к сдаче ЕГЭ.

В следующем же году, то есть это коснется нынешних восьмиклассников, итоговое собеседование станет обязательным элементом допуска к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Здесь будет аналогичная система оценивания знаний, как в случае с ЕГЭ — зачет/незачет. В этом году ребята пройдут итоговое собеседование 13 и 16 апреля.

— Что будет представлять собой итоговое собеседование?

— Дети будут выполнять четыре вида заданий. Первое — выразительное чтение текста, второе — пересказ этого же текста. Третье — монолог на выбранную тему. Будет предложено несколько вариантов тем. Одна из главных задач итогового собеседования — проверить умение детей выражать свои мысли в устной форме.

Темы собеседования, как и итогового сочинения, будут известны буквально за 15 минут до начала экзамена.

Собеседование предполагает диалог, поэтому четвертое задание — это беседа с экзаменатором.

По итогам собеседования можно набрать 19 баллов максимально, минимально — 10.

Если школьник набирает 10 баллов, то он уже получает зачет.

Я бы рекомендовал начать подготовку к собеседованию уже сейчас, понятно, что пока это всего лишь пилотный проект и его результат не влияет на сдачу ОГЭ. Однако проверить свои силы не помешает. На сайте ФИПИ уже размещены демоверсии материалов, аналоги которых будут представлены 13 и 16 числа на итоговом собеседовании.

— В сдаче самого итогового экзамена для девятых классов будут ли какие-нибудь изменения?

— Здесь все стабильно. Ребятам предстоит сдать четыре экзамена. Это русский, математика — обязательные предметы и две дисциплины по выбору ученика.

Я уверен, что детям надо выбирать те предметы, изучение которых они планируют в дальнейшем. Если ребенок хочет поступить на физмат, то логичнее было бы выбрать физику.

Мне непонятно, почему некоторые дети выбирают предметы из разных профилей. Ведь при отборе учеников в десятые классы учитываются результаты профильных экзаменов.

Вообще я сторонник ранней профилизации образования. Старые стандарты образования были ориентированы на профильное обучение только в старшем звене. Новые стандарты в корне изменили эту ситуацию. И я это приветствую. Сейчас возможна ранняя профилизация, начиная уже с пятого класса. И в республике есть школы, где пятые классы делятся по профилям.

Почему я это приветствую?

У ребенка появляется возможность попробовать свои способности в том или ином профиле и вовремя понять — технарь он или гуманитарий. Например, ученик после начальной школы выбрал класс с математическим уклоном. Поучился, но по прошествии времени осознал, что это не его направление, ему неинтересно. На следующий год он может выбрать другой профиль. И уже к старшему звену он точно определится, что ему ближе всего, как он дальше хочет развиваться. А сейчас как получается? Типичная ситуация. Спрашиваю у ученика, сдающего ЕГЭ: «Куда планируешь поступать? Почему ты выбрал такие разные предметы для аттестации — и физику, и историю?» Он отвечает: «Хочу подать документы в пять вузов…». Выясняется, что он не сделал свой выбор, он и инженером хочет стать, и врачом, и социологом, и юристом…

Это чревато тем, что, поступив в тот или иной вуз, такой выпускник просто разочаруется в выбранном направлении. В итоге при подготовке специалиста будут потрачены немалые бюджетные средства, а он по специальности работать не идет. Я считаю, что ранняя профилизация позволит в корне изменить эту ситуацию.

— Поговорим об ЕГЭ. Каждый год уже в начале сентября родители будущих выпускников школ начинают мандражировать. ЕГЭ представляется им каким-то нереальным испытанием. Они нанимают кучу репетиторов. У ребят даже погулять времени не остается. Поэтому жизнь до ЕГЭ становится настоящим кошмаром для детей, ведь страх родителей передается и им. Скажите, насколько обоснованы эти страхи?

— Согласен, в большей степени паникуют родители, но потом эта паника передается и детям. В прошлом году в России по инициативе руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова был запущен проект «Родительский ЕГЭ». Как раз для того, чтобы снять напряжение родителей перед госэкзаменом. Родителям дается возможность самим пройти через эту процедуру, как говорится, на своей шкуре испытать то, что испытывают дети, сдающие итоговый экзамен. Они также проходят через металлоискатель, также по всем правилам оформляют свои работы, на выполнение и обдумывание заданий им дается точно такое же время.

Какой эффект? Градус волнения, напряжения у родителей, как правило, снижается. Я сам уже второй год подряд участвую в этом проекте, в прошлом году сдавал ЕГЭ по математике, в этом году — по русскому языку. Могу с уверенностью сказать, что ничего сверхъестественного в сдаче итогового экзамена нет. Нужно лишь освежить знания по школьной программе. Такого же мнения придерживаются и родители, которые принимают участие в этом проекте. Да, это волнительная процедура, признают они, но выполнимая. К сожалению, не все родители соглашаются на этот эксперимент. Но те, кто решается, уже понимают, что если знать курс школьной программы, то сдать ЕГЭ можно. Кстати, в Башкирии большая часть родителей получает положительные отметки.

— Какие изменения в сдаче ЕГЭ ожидают выпускников?

— Прежде скажу о некоторых мерах безопасности, которые приняты и начнут действовать уже с этого года в пунктах проведения экзаменов (ППЭ). Если ранее измерительные материалы доставлялись спецсвязью, хранились в пунктах проведения и вскрывались перед началом экзамена, то сейчас в ППЭ привозится только диск, на котором установлен пароль. Пароль приходит буквально за 10 минут до начала экзамена, и в каждой аудитории материалы распечатываются на глазах у детей.

Второй момент — отправка экзаменационных материалов. Она тоже стала более технологичной и безопасной. Если раньше та же спецсвязь увозила работы учащихся в региональный центр обработки информации, то сейчас экзаменационные материалы сканируются через 10 минут после завершения экзамена и отправляются в центр по защищенным каналам связи. Таким образом, снижается человеческий фактор, у участников процесса не возникает соблазна добраться до этих материалов и что-то изменить.

Следующее новшество — изменились сами тестовые материалы. Если раньше тесты представляли собой закрытый выбор: готовые четыре варианта ответов, так называемая «угадай-ка» (бывало, доходило до курьезов: троечник мог написать на «пятерку»), то сейчас вопросы имеют либо развернутый ответ, либо требуют определенного изложения материала и решения.

— Какие новшества ждут выпускников школ в ближайшие несколько лет?

— Эксперты убеждены, что надо вводить устную часть экзамена по русскому языку. Сейчас в рамках ЕГЭ мы не проверяем умение учеников выражать свои мысли. Скорее всего, мы придем к этому в ближайшее время.

Появятся программные продукты, которые максимально исключат человеческий фактор при проверке знаний.

И, наконец, самое важное направление — это создание независимых центров аттестации, куда дети смогут приходить и сдавать экзамены в любое время, а не только в основной период сдачи ЕГЭ. Изучение курса географии завершается в 10 классе. Сейчас школьник может сдать ЕГЭ только в конце 11 класса. Если он выберет географию, то ему придется ждать целый год. Это неправильно. В будущем у учеников появится возможность сдавать ЕГЭ сразу по завершении изучения выбранного предмета.

В связи с созданием независимых центров аттестации в будущем рассматривается возможность неоднократной сдачи ЕГЭ.

Что здесь позитивного? Главное, у детей и родителей появится успокоенность, снимется тревожность. Если не получилось сдать один раз, можно попробовать еще раз. Дети, приходя на ЕГЭ, уже не будут волноваться, понимая, что можно будет попробовать свои силы неоднократно. И тогда излишний, а порой и надуманный ажиотаж вокруг ЕГЭ точно спадет.

В преддверии начала кампании государственной итоговой аттестации хочу пожелать выпускникам постараться не допускать чрезмерного волнения, так как при правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки. А родителям выпускников пожелаю создать комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие взрослых — помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. И, как говорится, ни пуха ни пера!

Источник

Последние новости