Садоводы товарищества «Зеленый мыс» в Башкирии не могут приватизировать свои земельные участки. Долгие изнуряющие суды не приносят успеха — людям регулярно отказывают в приватизации. В «Электрогазету» обратилась уфимка Анастасия.
«Садоводческое некоммерческое товарищество «Зеленый мыс» появилось в 1978 году, когда сады, находящиеся в районе улицы Авроры были снесены для дальнейшей застройки и расширения города. Всем садоводам предложили новое место для возведения садов взамен утраченного. Люди с энтузиазмом принялись обустраивать новые участки, строили садовые домики, обихаживали огороды и разводили фруктовые сады, — пишет Анастасия. — Для многих семей сад «Зеленый мыс» стал не просто местом, где выращивались фрукты и овощи, которых хватало на целый год, но и зеленым оазисом, где люди отдыхали и проводили летние отпуска и каникулы. Здесь озеро и речка, ягодные поля, грибные места… Пришло время, когда государство разрешило проводить приватизацию садовых участков. Естественно, садоводы, всей душой любящие эти места, с которыми связано много памятных и счастливых моментов их жизни, решили оформить в собственность милые сердцу уголки. Но счастье случилось не для всех владельцев садовых участков. Быстро оформить в то время документы у многих садоводов не получилось из-за недобросовестных граждан, которые были наняты для оформления приватизации, а по факту просто обманули пожилых людей, толком не разбиравшихся в этом вопросе. А дальше — приватизация участков была временно прекращена.
Как уточняет Анастасия, сначала говорили, что после проведения съездов ШОС и БРИКС оформление участков будет разрешено. Садоводы не отчаивались и снова подавали индивидуально документы для оформления приватизации, в чем регулярно получали отказы. Начались судебные тяжбы, в которых садоводы пытались доказать, что имеют гражданское право на оформление участков в собственность, которыми пользовались больше 30 лет. Суд упорно отказывал в исках, обосновывая свое решение тем, что сад «Зеленый мыс» находится в водоохранной зоне (что, кстати, не подтверждено документально). Как выяснилось, суд отказывал не всем. Появились участки, которые загадочным образом некоторым садоводам удалось приватизировать, тогда как другие садоводы получили отказ в приватизации.
Как такое могло произойти? Парадокс нашего времени или политика двойных стандартов? Здесь можно только развести руками».
В результате, отмечает Анастасия, из более чем 400 участков, в собственность были оформлены около 80. Порядка 300 участков так и остались неприватизированными.
— До сих пор садоводы хотят оформить право собственности на свои «родные» четыре сотки. И на сегодняшний момент есть все документы, подтверждающие права садоводов на правомерность этих действий. Только не слышит садоводов никто, — говорит собеседница «Электрогазеты».
Чтобы понять, почему же садоводам не дают приватизировать землю, мы обратились в администрацию Уфы.
— Отказ в предоставлении в собственность земельных участков СНТ «Зеленый мыс» является предметом судебного разбирательства, — рассказала ведущий специалист информационно-аналитического управления администрации Уфы Альбина Гильмиянова. — Так, решением Кировского районного суда Уфы от 23.08.2017 г. по делу № 2-5408/2017 в удовлетворении исковых требований Хисматуллиной Т.Н. о предоставлении земельного участка в собственность в СНТ «Зеленый мыс» — отказано, определением Верховного суда РБ от 08.11.2017 г. указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Хисматуллиной Т.Н. — без удовлетворения. В настоящее время судебная практика складывается в пользу отказа в предоставлении земельного участка в собственность, если такой участок находится во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов. Таким образом, по аналогии отказано и остальным заявителям.
Но в чем же состоит юридический спор? «Электрогазета» узнала детали у активиста, садовода «Зеленый мыс» Радика Рахматуллина.
— Буквально недавно у садоводов состоялась встреча с представителями Министерства земельного хозяйства РБ, но пока результата нет, — пояснил нам Радик Рахматуллин. — Суд и министерство ссылаются на документ «Рабочий проект об установлении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», утвержденный распоряжением Кабинета Министров № 801 от 1995 года, который, по мнению представителей министерства, имеет юридическую силу и должен применяться. Документ был разработан уфимским институтом «Коммунводоканалпроект» и предполагает целый комплекс мер.
Но вся суть в том, что этот «рабочий проект» не был претворен в «постановление» и не стал нормативным актом, который должны соблюдать все граждане. В этом-то и состоит спор. Садоводы считают, что этот рабочий проект не имеет юридической силы. И на его основании нельзя отказывать в передаче земли в собственность. Дополнительным подтверждением наших доводов о том, что зона санитарной охраны в законном порядке не устанавливалась, является целый ряд документов. В нашем распоряжении имеются несколько официальных писем МУП «Уфаводоканал» от 2015 и 2016 годов, в которых говорится, что «ограничений в пользовании этими землями нет, границы санитарной зоны не определены». Уже не говоря о том, что 25 декабря 2008 года администрация Уфы принимает постановление, где, наряду с другими товариществами, упоминается наше «СНТ «Зеленый мыс» и сказано, что на этих территориях возможна передача земель собственникам земельных участков.
Мы фигурируем в этом документе под номером 41.
Опять же, закон, принятый в 2006 году «О дачной амнистии», тоже свидетельствует в нашу пользу.
О том, что мы правы (и законно установленной санитарной зоны не существует), свидетельствует такой факт — до 2011 года садоводам СНТ «Зеленый мыс» не препятствовали оформлять участки в собственность. Имеется постановление городской администрации от 3 марта 2011 года о передаче земель в собственность 83 садоводам.
После этого садоводам стали отказывать, при этом основным барьером для отказа явился пресловутый «рабочий проект». Впрочем, были и исключения. Например, в 2015 году два садовода получили участки в собственность по решению суда.
Таким образом, мы считаем, что никакой законно установленной зоны санитарной охраны не существовало и не существует, — подводит итог уфимец.
По словам активистов, есть в этой истории и другой интересный факт. Если говорить о водоохранной зоне, то в непосредственной близости к реке (намного ближе, чем расположено СНТ «Зеленый мыс») началось строительство коттеджей (или дач). То есть, получается, что эти участки у реки кто-то оформил в собственность, несмотря на то, что они находятся в так называемой «водоохраной зоне».
— Первые владельцы садов на сегодняшний день находятся уже в преклонном возрасте (некоторых и нет в живых). Но подросшее поколение и новые члены СНТ все еще верят в справедливость и надеются оформить свои участки в собственность, ведь для многих сад — это не просто обычный участок земли, а место, с которым связаны добрые и памятные времена их жизни, — отмечают уфимские садоводы.
Читайте также
Последние новости