Тоскливую экодраму поведаю вам. Три года назад школьники-экологи Туймазинского района бросили клич: «Давайте соберем в кучу вредные батарейки, градусники и лампы». И набралось этой токсичной гадости несколько десятков килограммов. На свалку её нельзя. У местного предприятия по вывозу мусора лицензии на такой вид деятельности не было.
Дети поехали в город Октябрьский, в контору, имевшую соответствующее разрешение. Там им сказали: прием и передача на утилизацию изделий с ядами, изготовление и содержание спецконтейнеров стоит денег. Так что, куда вы денете этот ужас, мы не знаем.
Школьники испытали когнитивный диссонанс и поняли, что любовь к экологии наказуема. Проще всего малевать экоплакатики, никогда не слушать взрослых, вешающих лапшу на уши. Вот почему, ребяты, входит в моду гнусное кредо старухи Шапокляк: «Кто людям помогает, тот тратит время зря».
Уже 19 год я поднимаю эту проблему в СМИ, но изделия с опаснейшими ядами попадают или на полигоны ТБО (запрещено) или куда попало. Только промпредприятия сдают их на утилизацию (иначе — большие штрафы), а население — нет.
Чтобы понять масштаб бедствия, спросите каждый себя, сколько раз вы сели в машину и отвезли в спецконтейнер отработанные опасные изделия?
С предприятием «Экобокс», установившим 857 приемных пунктов по сбору бытовых ртутных ламп и батареек в Уфе, разгорелся скандал. На момент журналистского расследования «Вестей» у руководства челябинского завода, куда якобы отправлялись батарейки с лампами, не нашлось ни одного договора на их утилизацию с Уфой. Не хочется никого обвинять, но на сегодняшний день в этой сфере много тумана.
В ходе мусорной реформы никто из должностных лиц даже не заикнулся о тысячах тонн ядов, свезенных за 25 лет на полигоны. Никто из ученых не намекнул, что большинство этих полигонов ТБО — это просто свалки, испаряющие в атмосферу мерзость.
Что же делать селам Башкирии?
Один чиновник, уже не работающий, заявил мне несколько лет назад, что ядосодержащих отходов в Туймазинском районе нет.
— Давайте дадим такой комментарий в СМИ, — сказал ему. — Записываю: «В Туймазинском районе численностью 137 тысяч человек нет отходов в виде батареек, ртутных ламп и градусников. Контейнеры для их утилизации не требуются».
— Из-за 10 килограммов батареек в год не стоит огород городить, — ответил он и отправил меня восвояси.
А вот в Октябрьском уже заключены договоры на сбор и утилизацию ядосодержащих изделий. Открыто уже 30 точек, и скоро их число будет значительно больше. Охвачена значительная часть частного сектора. В прошлом году собрано и отправлено в Челябинск 11 тонн батареек и ртутных ламп. У любителей природы хотя бы появилась возможность доехать до спецбоксов и сбросить туда опасный груз. Начала формироваться культура раздельного сбора ядов.
Жителям же Туймазинского, Шаранского и других районов запада республики пока не везет.
Полагать, что сельчане будут тратить бензин и повезут в Октябрьский или даже Туймазы пять лампочек, конечно, глупо.
Единственный выход — разработать нечто вроде плана или графика и начать устанавливать такие экобоксы в каждой многоэтажке. «Разделку» пластика, картона и стекла бизнес когда-нибудь отработает. Но от ядов надо начинать избавляться уже сейчас. Потому что, к примеру, ртуть, содержащаяся в лампах, имеет невероятную токсичность в воде и воздухе, сильную проникающую способность. Последствия от отравления ею бывают необратимы для организма.
Пора начинать, чтобы токсичные дожди не стали явью.
Читайте также
Последние новости