Следующая новость
Предыдущая новость

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» изобразил на ней жителей Югры

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» изобразил на ней жителей Югры

На последнем заседании общества краеведов Ханты-Мансийска своим открытием малоизвестных страниц истории села Самарово поделилась Наталья Мухина. Оказывается, автор известной картины «Покорение Сибири Ермаком», русский художник Василий Суриков в качестве героев монументального полотна изобразил жителей Югры.

Вот как об этом пишет внучка художника, советская писательница Наталья Кончаловская, мать известных кинематографистов Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Отрывок из книги «Дар бесценный»

«7 июня 1892 г.
Здравствуйте, милые мамочка и Саша! Я живу теперь в Тобольске. Пишу этюды в музее, и татар здешних, и еще виды Иртыша. Губернатор здесь очень любезен – оказал мне содействие по музею… Время у меня здесь проходит с пользою… Дня через два уезжаем в Самарово или Сургут, остяков в картину писать. Если бог велит, более 3 или 4 дней там жить не думаю. А потом скорее к вам, дорогие мои. Мы ужасно соскучились по вас. Что делать! Этюды нужны. Целуем вас.
В. Суриков».

Василий Иванович торопливо запечатал конверт, надел свою коричневую фетровую шляпу и по широкой деревянной лестнице спустился в первый этаж гостиницы – сдать письмо в экспедицию. Девочек Суриков отправил с соседкой в городские бани, а сам, захватив альбомы, пошел в музей.
…Смотритель музея повел Сурикова по залам, где в витринах помещались предметы татарского и остяцкого древнего быта.
– Вот, взгляните-с, господин Суриков, интереснейшая деталь – костяной ножичек, которым снимается кострика с крапивы, прежде чем обрабатывать ее под пряжу. Заметьте, ведь остяки и поныне предпочитают рубахи из крапивной нити… А это, – он указал своей розовой ладошкой на крючок из пожелтевшей кости, – извольте заметить, остяцкий медицинский инструмент – челюсть щуки, которой и поныне остяки пускают кровь Сольному!
Василий Иванович рассматривал экспонаты со смешанным чувством – не упустить бы основного и не запутаться в лишних подробностях. Василий Иванович делал зарисовки, писал акварелью, старался схватить все самое характерное и яркое. На третий день пребывания в Тобольске Василий Иванович простился с дочерьми, поручив их одной знакомой, и с утра отправился на пристань, откуда шел пароход до Самарова. Село лежало в двух днях пути по Иртышу, при впадении его в Обь. Всю дорогу Суриков не уходил с палубы.
...От большого села Самарова надо было пробираться вглубь, через тайгу, к остяцким юртам. Суриков ехал с провожатым – старым остяком-звероловом, приехавшим в Самарово за покупками.
…Юрта о четырех углах была крыта берестой, крыша конусом сходилась к отверстию над очагом. Из угла юрты тянулся тонкий, протяжный звук струны, без конца повторяющий монотонную мелодию. Суриков пригляделся: на низкой скамейке сидел молодой остяк в красной рубашке и меховой безрукавке, он держал в руках инструмент, напоминающий лютню. Инструмент был выточен из дерева и украшен искусно вырезанной головой медведя.
Василий Иванович присел на маленькую скамеечку, раскрыл блок, попросил налить воды в баночку и принялся за акварель. Он рисовал остяка и фасом, и в профиль.
…В три часа пополудни Василий Иванович выехал в обратный путь к Самарову. Провожал его молодой натурщик…»
Наталья Кончаловская писала книгу по дневникам, просматривала альбомы с рисунками деда. Василий Суриков написал большое количество эскизов. Как говорят краеведы, сейчас стоит задача – найти зарисовки, эскизы, относящиеся к Самарово. Вероятно, остяки на картине – жители юрт, находящихся вблизи села.

Источник

Последние новости