Следующая новость
Предыдущая новость

Автобусные войны в Уфе: кто «зажимает» предпринимателей?

Автобусные войны в Уфе: кто «зажимает» предпринимателей?

Почему на рынке пассажирских перевозок Уфы нарушаются правила конкуренции? Как стало известно «Электрогазете», в ноябре этого года Ассоциация пассажирских перевозчиков пожаловалась в антимонопольную службу на действия двух государственных организаций — Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству и Управления транспорта и связи администрации города Уфы.

Первая жалоба касается автобусного маршрута «Уфа-Иглино-Охлебинино». Как поясняет директор Ассоциации Наталья Тептерева, существует маршрут «Уфа-Иглино», там есть перевозчик ИП Искалин. Этот перевозчик неоднократно обращался с Госкомитет с просьбой выдать ему дополнительные маршрутные карты и увеличить количество транспорта, так как имеющиеся 40 автобусов не справляются с пассажиропотоком. Эту просьбу удовлетворили, утвердили ему расписание на дополнительные 40 машин (итого 80). Но по факту карты ИП Искалин не выдаются. В ноябре 2017 года Госкомитет РБ организовал конкурс на маршрут «Уфа-Охлебинино». Победителем стало ООО «Компания «Уфа-Лайн». А 16 ноября выходит новый реестр, где видно, что новый маршрут «Уфа-Охлебинино» каким-то образом теперь заезжает в Иглино! И наконец, самый интересный факт: в реальности перевозка до Охлебинино не осуществляется, а производится по тому же маршруту, что и у ИП Искалин — т.е. до Иглино. Грубо говоря, считают в Ассоциации перевозчиков, идет «отжевывание» маршрутов, нарушение конкуренции на рынке. К слову, сначала по маршруту «Уфа-Охлебинино» на конкурс было выставлено две машины. Но затем число автобусов выросло с двух до 31-го. Изменение маршрута с заездом в поселок Иглино, а также увеличение транспортных средств с 2 до 31 ограничивают конкуренцию для предпринимателя ИП Искалин, который при наличии сведений о проведении конкурса по уже существующему маршруту мог принять участие и являлся бы потенциальным победителем, поясняет Наталья Тептерева.

Во второй жалобе Ассоциация перевозчиков просит признать незаконным постановление мэрии, согласно которому в городе была создана межведомственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения. Дело в том, что упомянутая комиссия наделена рядом полномочий по изменению муниципальных маршрутов регулярных перевозок, отмене маршрутов, рассмотрению предложений по установлению маршрутов. Деятельность комиссии является непрозрачной, считают в Ассоциации перевозчиков. Ее решения (протоколы) нигде не публикуются и принимаются кулуарно. В частности, в состав комиссии входят такие коммерческие перевозчики как ИП Батыров, ГУП «Башавтотранс», не относящиеся ни к одному из ведомств и являющиеся прямыми конкурентами для других операторов. В обращении приводится множество примеров ограничения конкуренции на рынке пассажирских перевозок города. Так, ИП Батыров обслуживает 16 городских автобусных регулярных маршрутов общего пользования на территории Уфы. При этом на обслуживаемых Батыровым маршрутах по непонятным основаниям увеличено количество карт маршрутов и соответственно, транспортных средств в два-три раза. Таким образом, Батырову дополнительно выдали маршрутные карты с увеличением максимального и резервного количества практически по всем маршрутным линиям. В то время как другим предпринимателям в получении дополнительных карт регулярно отказывают. Многочисленные письма других предпринимателей о необходимости предоставления дополнительных маршрутных карт в Управление транспорта и связи администрации города Уфы не приводят к результату, чиновники им либо отказывают, либо откладывают рассмотрение на более поздний срок. Само по себе пребывание ИП Батыров Ф.Ф, осуществляющего пассажирские перевозки, в комиссии является незаконным, уверены в сообществе перевозчиков. В результате действий управления ИП Батыров Ф.Ф. получает фактическое право доминирующего положения на рынке пассажирских перевозок, что запрещено и является нарушением закона о защите прав конкуренции. В настоящий момент действия уполномоченного органа (комиссия) нацелены на вытеснение других перевозчиков и монополизацию отдельных крупных перевозчиков. Также в жалобе, направленной в УФАС, отмечается, что Управление транспорта и связи администрации города Уфы создает условия для недобросовестной конкуренции в результате изменения ряда маршрутов путем увеличения их протяженности, расписания и схем, что фактически рассматривается, как новый маршрут и требует проведения конкурса. К примеру, ИП Миназову выданы карты маршрута № 248 регулярных перевозок с 07.11.2018 по 28.08.2021 с наименованием маршрута «Уфимский ДОК — ТРЦ «Планета» — Кадетский корпус». В то время как по результатам проведенного в 2013 году конкурса движение маршрута № 248 было установлено от оздоровительного комплекса «Сипайловский» до уфимского ДОКа. Фактически внесенные изменения в схему движения устанавливают новый маршрут, который должен быть выставлен на конкурс. Все это говорит о том, что здоровая конкуренция на рынке пассажирских перевозок столицы отсутствует.

«Электрогазета» попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию представителей уфимской мэрии.

— Межведомственная комиссия — это координирующий орган. Решения (рекомендации) комиссии направляются для принятия юридически значимых решений в Совет городского округа Уфы, администрацию, контрольно-надзорные органы. Для принятия комиссией решения необходимо присутствие на заседании более половины ее членов. Решения принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовали более половины членов комиссии, присутствующих на заседании, — рассказали нам в пресс-службе уфимской мэрии. — Согласно утвержденному Положению, на заседании МВК обсуждаются вопросы целесообразности организации маршрута, проекты схем движения по маршрутам, дорожные условия на всем протяжении маршрутов, после рассмотрения которых комиссией даются рекомендации Управлению по созданию, изменению либо отмене маршрута. Перевозчикам, маршруты которых рассматривала МВК, в обязательном порядке направляется информация о принятом решении с выпиской из протокола. Состав комиссии утверждается распоряжением администрации Уфы.

Включение в состав МВК представителей перевозчиков является закономерным, так как комиссия является межведомственным, совещательным органом, в работе которого принимают участие представители заинтересованных организаций и общественных объединений (пункт 4.3. Положения о МВК). Вопросы транспортного обслуживания населения целесообразно обсуждать с компетентными лицами, которые непосредственно осуществляют перевозки по муниципальным маршрутам. ИП Батыров Ф.Ф., являясь членом МВК, также участвует в обсуждении комиссией вопросов по теме перевозок, однако любое решение комиссии по организации маршрута будет принято в случае, если за решение проголосовали более половины членов комиссии.

Как сообщили в мэрии, ИП Батыровым Ф.Ф. обслуживаются 16 муниципальных маршрутов из 150 маршрутов, закрепленных в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Уфы. Право осуществления перевозок по данным маршрутам предприниматель получил по результатам городского конкурса 2013 года. Маршруты предпринимателя так же, как и остальных 13 городских перевозчиков, были предметом обсуждения на заседаниях МВК. После вытеснения с рынка пассажирских перевозок «нелегальных» перевозчиков с учетом сложившегося пассажиропотока возникла необходимость увеличения количества автобусов на существующих маршрутах, в том числе на маршрутах, обслуживаемых ИП Батыровым Ф.Ф. Комиссия, рассматривая обращения перевозчиков об увеличении количества автобусов, ориентировалась на показатели пассажиропотока на маршруте, а также на сведения из Реестра муниципальных маршрутов. Тем перевозчикам, которые регулярно не обеспечивают маршруты необходимым количеством транспортных средств, установленным Реестром маршрутов, комиссия отказывала в увеличении количества карт маршрутов.

На основании изложенного, в мэрии считают, что решения комиссии по организации маршрутов ИП Батырова Ф.Ф. не ограничивают конкуренции на рынке пассажирских перевозок города.

— Что же касается изменения схем движения по отдельным маршрутам, то увеличение протяженности маршрутов, в том числе маршрута № 248 «Уфимский ДОК-ТРЦ «Планета» — ул. Летчиков», произведено Управлением в соответствии с рекомендациями МВК и на основании части 2 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ, а также Положения о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, утвержденного решением городского совета, — пояснили в администрации.

«Электрогазета» также направила письменный запрос по поводу автобусного маршрута «Уфа-Иглино-Охлебинино» в Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству РБ. К сожалению, специалисты этого ведомства не смогли дать ответ в семидневный срок, установленный законом о СМИ. Ждем ответа от Госкомтранса РБ в ближайшее время.

А как оценивают проблему сами антимонопольщики?

— Действительно, мы получили жалобы, касающиеся действий госкомитета РБ по транспорту, а также Управления по транспорту администрации города Уфы. Сейчас мы разбираемся в ситуации, жалобы находятся на стадии рассмотрения. Пока у нас нет информации о наличии либо отсутствии нарушений антимонопольного законодательства, — прокомментировал заместитель начальника отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Ленар Кильметов. — Надо сказать, что жалобы очень объемные, в них описывается много различных фактов. Каждый из них нужно проверить. В настоящий момент мы запросили соответствующую информацию. Поскольку обращения сложные, проверка будет идти минимум месяц, а скорее всего, и дольше. Административный регламент позволяет нам увеличивать срок рассмотрения жалоб. В данном случае срок рассмотрения, скорее всего, будет продлен.

Источник

Последние новости