Следующая новость
Предыдущая новость

Арктика без прикрас

Арктика без прикрас

Экспедиция проводилась под эгидой Сургутского отделения Русского географического общества (РГО) и называлась «Северный экологический десант – 2017». По пути следования команда вела экологический мониторинг, сбор информации о местной флоре и фауне, фото- и видеосъемку состояния водной акватории и береговой линии Оби, побережья Обской и Енисейской губы и островов Гыданского заповедника. Итогом путешествия должен стать документальный фильм «Арктика. Из Сургута на Диксон».

И рекой, и морем
Возглавил десант руководитель клуба экстремальных путешествий «Андреевский» Андрей Прудников. Клуб объединяет неугомонных и отважных единомышленников, совершающих на протяжении многих лет невероятно сложные, просто сумасшедшие экспедиции на гидроциклах. Уже по результатам первого пробега этой экспедиции вся команда сургутских экстремалов была занесена в российскую «Книгу рекордов Гиннесса». Достаточно вспомнить знаменитые пробеги на гидроциклах по Обь-Енисейскому маршруту, четыре межконтинентальных пробега через Берингов пролив, на Чукотку, Камчатку…
Эти ребята стремятся туда, куда меньше всего ступала нога человека. Теперь свои экспедиции они проводят под эгидой Русского географического общества. Руководитель клуба и отделения организации в Сургуте Андрей Прудников отмечает, что РГО для путешественников является сегодня достаточно мощным административным ресурсом в организации экспедиций.
- О финансировании речи не идет, потому что надо понимать, что РГО – это общественная организация, но организационные, бюрократические и иные вопросы нам стало решать гораздо проще. Если говорить о результатах работы нашего отделения в 2017 году, то я хочу акцентировать внимание на том, что прошлый год был объявлен Годом экологии. Этой проблеме и была посвящена наша крупномасштабная арктическая экспедиция. Причем в одном проекте мы совместили сразу два значимых мероприятия. Первое - обкатка и испытание самоходного катера аппарельного типа «Апостол Андрей» в арктических широтах, второе - экологический мониторинг Енисейской, Обской губы, побережья Карского моря вплоть до Диксона, включая остров Шокальского и побережья Тазовской и Обской губы.
Следует отметить, что клуб экстремального туризма «Андреевский», который во многом содействовал приходу Русского географического общества в Сургут, объединяет людей, живущих не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. В состав последней арктической экспедиции вошли сургутяне – Павел Студенников и сам Андрей Прудников, которого путешественники нарекли командором Михалычем в одну из «беринговских одиссей», москвичи Виктор Соловьев и Алексей Горелов, главный редактор журнала «Катера и яхты» Андрей Великанов из Санкт-Петербурга.
Стартовали путешественники 1 августа 2017 года с Тазовской губы под двумя флагами – Русского географического общества и клуба «Андреевский». Экспедиция была приурочена к столетию образования заповедной системы России, ее маршрут состоял из двух этапов — морского и речного. Путь на Диксон пролегал через Тазовский, Гыду, Се-Ях, Сабетту, с заходом на полярную станцию имени 60-летия ВЛКСМ, затем через острова Шокальского и Олений - в поселок Сосновый и полярную станцию Лескино, а также на острова Сибирякова и Крестовский.

Другой мир, другие люди
Двадцать восемь дней длилась экспедиция, и на всем ее протяжении путешественники не раз сталкивались с особым характером арктической погоды.
- От Сургута до Салехарда мы шли на гидроциклах абсолютно спокойно, но после того, как выдвинулись из Тазовска, на всем маршруте мы буквально пробивались через непогоду. Особенность арктических широт в том, что погода там меняется буквально в считанные минуты, - делится впечатлениями Павел Студенников. – Там совсем другой мир, другие люди. Чем мы живем здесь, что нас волнует? Курс доллара, цена на нефть, политика, выборы, кого-то уже волнуют биткоины. Народ в Арктике волнует прогноз погоды! Они этим живут, потому погода там меняется буквально каждые пятнадцать минут! У нас был случай, когда мы сошли на берег и нас встретила местная телекомпания. Погода стояла нормальная, небо ясное, вроде бы ничто не предвещало перемен. Но буквально минут через двадцать, едва журналистка успела нас записать, поднялся ветер, моментально наползли черные низкие тучи, резко похолодало, полетел снег… И такие капризы были на всем протяжении нашей экспедиции.
Гримасы погоды не слишком пугали путешественников, народ собрался бывалый, не раз бороздивший водные просторы арктических широт. И все-таки досталось им в этот раз, что называется, по полной. Неслучайно Карское море нередко называют морем смерти. Сумасшедшие ветра и горизонтально летящий снег накрыли экспедицию буквально в первую же неделю. Маршрут оказался более сложным, чем предполагали участники десанта. Штиль – редкое явление, поэтому передвигаться приходилось короткими перебежками. Команда была вынуждена неоднократно пережидать штормовую погоду: на острове Шокальского в заповеднике, в поселке Диксон, в бухте Ефремово, а на острове Сибирякова вообще едва не утонули.
Шальные шторма акватории Карского моря изрядно потрепали экспедицию, но собранный в Сургуте глиссирующий катер «Апостол Андрей», ласково именуемый аппарелькой, выдержал все и продемонстрировал высокие ходовые, технические параметры, устойчивость и надежность.
Как отметил командор Михалыч, «коль мы с вами сейчас тут беседуем, значит, экспедиция прошла благополучно». И во многом благодаря этому небольшому суденышку, которое сопровождало команду по всему маршруту и ни разу не подвело.
- Это и автономное, и экспедиционное судно. Мы везли с собой полторы тонны топлива, поскольку там негде заправиться, оборудование. В итоге загрузка достигала двух с половиной тонн. В принципе, катер предназначен ходить по таким большим рекам, как Обь, Енисей, возможно, в Обской губе. А для океана необходим двадцатикратный предел прочности. И то, что наш катер выдержал волны и ветер в Карском море, говорит о его надежности. Но многое зависело и от капитана судна, командора Михалыча, от его опыта и мастерства. У него большой опыт вождения судов, катеров, гидроциклов и лодок. Менее опытный человек мог запросто пустить катер на дно, - уверен Павел Студенников.
Морской порт Сабетта, по признанию командора Михалыча, поразил путешественников:
- Если бы на Севере изначально таким образом подходили к комплексной застройке, сегодня здесь не было бы таких проблем. К сожалению, должен признать, что в Арктическом регионе полная разруха в самом жестком ее проявлении. Мы много путешествовали в этих широтах и видели разруху на Чукотке. Зрелище удручающее: огромные свалки, состоящие из техники и металлических бочек из-под горюче-смазочных материалов, заброшенные поселки и небольшие городки… Такую же неприглядную картину мы увидели и во время этой экспедиции. Увиденное произвело тяжелое впечатление - число жителей почти каждого населенного пункта на Крайнем Севере сократилось в несколько раз, а многие поселки и вовсе обезлюдели. Однако остались следы прошлого в виде огромных свалок. И глядя на эти «следы», на эту дикую запущенность, я подумал – для Севера все-таки лучше, чтобы там было как можно меньше людей. Ничего хорошего своим присутствием человек не дал Северу. Диксон, куда мы так стремились, в плачевном состоянии. Там сегодня живут несколько сотен человек, а сам поселок - как после вой-ны: разрушенные дома, буквально окруженные грудами металлолома и ржавой техники, заброшенные маяки. Смотришь на все это и понимаешь – такое не должно повториться. Собственно, для этого мы и организовали наш десант – показать проблемы арктических территорий.

Испытание на прочность
Арктика испытывала экспедиционеров на прочность не только физически, но и психологически. Длительные ожидания милостей от погоды в замкнутом пространстве, вынужденное безделье в шторма выдерживали не все. Естественно, возникали конфликты, которые погашались в команде чисто по-мужски. Вспоминали об этом путешественники со смехом – нормальное явление, все мы разные, и каждый по-своему переносит тяготы. А потому в экспедицию набирают людей проверенных, состав команды всегда жестко очерчен. Туда не попасть так просто, и даже за большие деньги. Это не пустое времяпровождение богатеньких буратин, от скуки решивших хлебнуть арктического экстрима, и не прогулка по туристическим маршрутам, а масштабное и полноценное путешествие практически с научными целями.
Подготовка к такому проекту порой ведется в течение всего года: просчитывается маршрут, решаются вопросы финансирования, выстраивается логистика, ведется согласование с руководством заповедников, при необходимости – с пограничниками. Не исключаются и форс-мажорные обстоятельства, в конце концов, от различных сюрпризов и приключений никто не застрахован.
- Я считаю, что форс-мажор и приключения – это следствие скверно организованного мероприятия. Но в нашем случае, я думаю, организация была неплохой - сам себе даю оценку, - смеется Андрей Прудников. – Если серьезно, то мы мало чем могли повлиять на ход экспедиции, в этих широтах всем заправляла погода! Мы целиком и полностью зависели от нее. В таких ситуациях нужно следовать одному золотому правилу: выигрывает тот, кто умеет ждать. Если вы это правило соблюдаете и ждете погоду, то все сложится замечательно, вы достигнете своей цели без приключений и происшествий. К примеру, при перемене ветра с юга на север или наоборот всегда есть два-три часа, когда можно поймать благоприятную погоду и совершить короткий переход, пройти отрезок пути до следующего укрытия.
Там, в высоких арктических широтах, при переходах сотовая связь практически отсутствовала. Выручал спутниковый телефон, через него осуществляли выход в интернет и постоянно мониторили погоду. Впрочем, прогноз российские метеостанции, рядом с которыми и находились путешественники, зачастую выдавали неточный.
- Мы однажды вышли так в Обской губе, поверив метео-сводке, и попали в жуткий ветряк! В такую погоду местные жители обычно вытаскивают лодки на берег и сидят дома. Это было вблизи поселка Находка. Аборигены смотрели с берега, как мы пытались пришвартоваться, как нас отрывало каждый раз. Наконец, после третьей или четвертой попытки мы ушли к другому берегу в поисках удобной бухты.
Вообще, каждая экспедиция членов клуба «Андреевский», а сегодня и участников Русского географического общества, уникальна. За плечами экстремальных путешественников многие тысячи километров по речным и морским экстремальным трассам в суровых, почти неизведанных широтах. Едва завершив экспедицию, команда приступает к подготовке следующей. И хотя путешественники люди не суеверные, о своих планах они рассказывать не спешат. Впрочем, командор Михалыч поделился, что хочет в ближайшие годы продолжить экспедиции по Арктическому региону. Арктика сурова и очень неохотно раскрывает свое лицо. А значит, есть к чему стремиться и что открывать, значит, будет и новый «десант».

Источник

Последние новости