Администрация Дональда Трампа подчеркнуто отказалась от политики своих предшественников в энергетической сфере, однако, по крайней мере, один из ее аспектов остался абсолютно неизменным. Речь идет о яростной оппозиции Америки прокладке газопровода «Северный поток-2» из России в Германию. Администрация Барака Обамы выступала против утверждения проекта «Северный поток-2», а администрация Джорджа Буша оказывала сопротивление строительству параллельного газопровода «Северный поток», прежде чем он вступил в строй в 2011 году.
Подпись к изображению: Рабочие в производственном цехе на объекте «Северного потока-2» на острове Рюген в Германии, Октябрь 2017 года
На прошлой неделе в Варшаве государственный секретарь США Рекс Тиллерсон фактически поддержал эти прежние негативные позиции, заявив, что, по мнению Соединенных Штатов, этот трубопровод «подрывает общую энергетическую безопасность и стабильность в Европе». Новый газопровод, который, вместе с первой ниткой «Северного потока», будет обладать пропускной способностью, обеспечивающей четверть ежегодного импорта природного газа в Европу, также был особо выделен в списке американских санкций против России, принятых Конгрессом в августе 2017 года.
Такая позиция всегда ставила Соединенные Штаты в конфликт с Россией, и, по мнению некоторых комментаторов, уже одно это можно считать достаточной причиной для того, чтобы ее придерживаться. Но тот факт, что сопротивление Америки прокладке газопровода «Северный поток-2» поддерживают обе политические партии, еще не доказывает того, что они правы. В конечном счете, противодействие Вашингтона реализации этого проекта – напрасная трата сил и времени, и к тому же оно противоречит американским интересам.
Это верно по целому ряду причин. Во-первых, Соединенным Штатам необходимо крайне тщательно выбирать поводы для обострения отношений со своими союзниками в Европе. Вашингтон должен противостоять политике своих европейских партнеров исключительно по жизненно важным вопросам, и только в том случае, когда он способен победить. Здесь важно понимать, что «Северный поток-2» пользуется мощной поддержкой не только в Москве, но и в Берлине. Вряд ли Америке удастся поколебать решимость германского правительства, поскольку строительство газопровода и расширение прямой торговли природным газом с Россией получили широкое одобрение в Европе.
Фактически, Соединенные Штаты не в состоянии предотвратить наращивание экспорта российского газа в Европу. Еще в 1981 году, когда администрация Рональда Рейгана вводила санкции против американских и европейских компаний, занимающихся строительством газопроводов из Советского Союза во Францию и Западную Германию, это привело к серьезному разрыву с Европой. В конце концов, Америке пришлось отступить, когда стало ясно, что Европа будет продолжать реализацию проектов, несмотря на американскую оппозицию.
Нынешним высокопоставленным политикам США следовало бы ознакомиться с рассекреченным отчетом ЦРУ от 1982 года, в котором объясняется, что Европа рассматривает торговлю с Россией иначе, чем Соединенные Штаты, а также дается оценка трудностей, с которыми столкнулся Вашингтон, пытаясь заставить европейские страны присоединиться к санкциям против торговли энергоносителями. С момента создания этой аналитической записки отношение Западной Европы к сотрудничеству с Россией нисколько не изменилось.
Во-вторых, Европе необходимо увеличивать импорт газа из всех источников, включая Россию. За последние два года общий объем импорта в ЕС уже значительно возрос. Если экономический рост в Европе продолжится, сохранив нынешнюю траекторию, то, учитывая сокращение внутреннего производства газа в Евросоюзе, импорт будет расти еще более интенсивно. Хотя доля возобновляемых источников энергии в топливном балансе Европы растет, в то же время очень высоким остается уровень потребления угля, особенно на фоне закрытия дополнительных объектов ядерной энергетики. Ожидается, что спрос на природный газ в Германии резко возрастет после закрытия последней атомной электростанции в 2022 году. Дополнительные поставки газа в Европу будут способствовать столь необходимому переходу с угля на природный газ, что означает снижение вредного воздействия на окружающую среду, и в частности, на климатические изменения.
Европа не может обеспечить свою энергетическую безопасность путем сокращения поставок российского газа. Вместо этого ей необходимо увеличивать дополнительные поставки из различных источников, а также создавать надежные инфраструктурные системы, такие как крупные хранилища и соединительные внутренние трубопроводы.
К сожалению, российский газ не может быть в значительной степени заменен и экспортом американского сжиженного природного газа (СПГ). Многие европейские страны, которые в наибольшей степени зависят от поставок российского природного газа, не имеют выхода к морю или лишены доступа к морским перевозкам по иной причине, а следовательно, не могут рассчитывать на поставки СПГ. Более того, даже те приморские государства, которые построили терминалы СПГ, такие как Литва, продолжают нуждаться в импорте из России из-за значительного разрыва в ценах между СПГ и российским трубопроводным газом.
В-третьих, попытка Вашингтона оказать давление на Россию, чтобы та продолжала направлять свой газ через Украину, подрывает европейскую энергетическую безопасность. Участие транзитных стран неизбежно делает поставки газа менее стабильными, и вполне законная коммерческая цель для российской государственной корпорации «Газпром» – избегать этого везде, где это только возможно. Сегодня около половины поставок газа в Европу направляется через территорию Украины. За последние два десятилетия поставки несколько раз нарушались вследствие острых конфликтов между Россией и Украиной, в том числе в связи с тем, что Киев периодически не платил за импортируемый Украиной российский газ.
Расширение трубопровода «Северный поток» фактически будет означать, что гораздо более стабильная Германия заменит Украину в качестве транзитного государства для части российских экспортных поставок.
Кстати, примечательно, что после российского вторжения в Крым в 2014 году, политики в Вашингтоне и Брюсселе оценивали, какие поставки газа являются стабильными, а какие подвергаются риску. В результате они признали, что именно те поставки, которые осуществляются через «Северный поток», в наименьшей степени рискуют пострадать в связи с конфликтом между Украиной и Россией. Германия и Россия связаны уникальными взаимозависимыми торговыми отношениями, поскольку Россия обеспечивает около 35 процентов германских потребностей в природном газе, а Германия является крупнейшим рынком сбыта для России (22 процента). Кроме того, германо-российская торговля и сотрудничество обладают исключительной важностью для стабильности в Европе и являются краеугольным камнем для налаживания более тесных отношений между Востоком и Западом. Исходя из этого, Вашингтон должен координировать свои действия с Берлином, выполняющим столь ответственную функцию, а не пытаться подорвать его положение.
Как ни странно, дальнейший уход российских энергетических компаний с украинского рынка на самом деле отвечает в том числе и интересам Киева. Утрата транзитных сборов, поступающих в украинский бюджет, может быть компенсирована за счет повышения энергоэффективности, благодаря более тщательному учету и повышению цен на газ, а сокращение присутствия российских компаний в критически важных секторах украинской экономики поможет Киеву укрепить свой государственный суверенитет и снизить уровень коррупции. Правда, Украина потеряет некоторые геополитические рычаги влияния на Россию, утратив свою роль транзитной страны, но Соединенные Штаты и Европейский Союз не могут заявить Москве, что она должна действовать по правилам рынка в своей торговле газом с Европой, а затем взять и заблокировать важнейший проект, чтобы удовлетворить их геополитические интересы.
Чтобы воспрепятствовать реализации проекта «Северный поток-2», политики в Брюсселе, поддерживаемые голосами из Вашингтона, рассматривают вопрос о том, чтобы правила торговли энергоносителями, действующие в Евросоюзе, применялись не только на его территории, но и на части импортных трубопроводов, расположенных за его пределами. В конечном итоге это нанесло бы ущерб безопасности в Европе и сдерживало бы производителей, которые стремятся экспортировать энергоресурсы на европейский рынок. Законы о торговле газом в Евросоюзе были разработаны для торговых отношений между потребителями, а не для проектов по добыче и транзиту газа. Более того, введение законов ЕС о торговле газом по импортным трубопроводам, могло бы фактически улучшить положение России в различных проектах поставок не-российского газа. Законы ЕС фактически установили бы доступ третьих стран к этим трубопроводам, что открыло бы России двери для присоединения к этим проектам.
На протяжении большей части периода после завершения Второй мировой войны, Вашингтон был активным защитником европейской энергетической безопасности, порой воспринимая эту проблему даже более серьезно, чем сама Европа. Тем не менее, Вашингтону удавалось успешно выполнять эту роль, когда он действовал в координации с Европой, а не пытался навязать ей свое видение и указать, что для нее лучше. Именно так Америка должна действовать и в отношении к проекту «Северный поток-2», даже если это случайно совпадает с желаниями России.
Читайте также
Последние новости