В уфимском издательстве «Белая река» вышла в свет первая книга, открывающая очень большой цикл изданий о храмах Башкирии. Это «История православных и старообрядческих храмов и молитвенных домов Уфимской губернии. Белокатайский район», первая часть. Книга издана на средства Собора русских РБ. Её автор — старший научный сотрудник, историк научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия при Управлении по государственной охране объектов культурного наследия РБ Павел Егоров. Уже много лет он посвящает всё свободное время сбору данных о храмах нашей республики. Практически каждые выходные за свой счёт ездит по районам, беседует со старожилами, затем скрупулёзно фиксирует все полученные данные. Для бесед старается найти людей постарше, которые были свидетелями событий начала XX века. Среди его собеседников встречаются 90-летние и 100-летние дедушки и бабушки, которые помнят, как в первые годы Советской власти разрушали храмы, выносили из них иконы, как сбрасывали с колоколен колокола. У многих из них очень ясная память, они подробно рассказывают — где был храм, как выглядел священник, помнят всё до мелочей. Таким образом Павел Егоров собрал уже огромное количество информации, и в планах историка — издать подобные книги о храмах всей епархии.
— Это первая книга большого цикла. Почему вы начали именно с северо-восточного Белокатайского района?
— Надо начинать с какого-то края, чтобы полностью охватить епархию. А с северо-востока начали, потому что по концентрированности, по значимости, по густоте православных храмов эти места всегда превалировали. Из 13 старинных объектов Белокатайского района сохранилось больше половины. Конечно, часть из них в той или иной степени разрушена.
Книгу открывает небольшое вступление — общая информация о Белокатайском районе. Далее идёт основной текст, рассказывающий о шести сёлах северной части Белокатайского района — Емаши, Ногуши, Корлыханово, Варино, Нижний Искуж, Тардовка.
В первых трёх сёлах храмы старинные, со значительным шлейфом истории. Им посвящены большие очерки с фотографиями — старый вид и новый вид храмов. В остальных трёх сёлах храмы новые, построенные буквально в последние два десятилетия. Им посвящены очерки поменьше. Каждый очерк — это годы и годы работы с архивными и с полевыми материалами, опросы старожилов.
Во многих сёлах еще живы те, кто родился в начале XX века, еще при царе. Потом пришла революция, и на их глазах история поменялась — Бога отменили, церкви стали разрушать или переделывать их под склады, кинотеатры. Особенно пострадали колокольни. С них сбрасывали колокола, ломали их. Кстати, как рассказывают очевидцы, мало кто соглашался на такое богопротивное дело, как сбрасывание колоколов. А если кто-то и шёл на это, то, как правило, вскоре умирал не своей смертью. Многие из долгожителей сохранили у себя дома иконы из разрушенных церквей и сейчас передают их обратно в восстановленные храмы. Очень жалею, что в начале своих исследований упустил время, и вместо того, чтобы беседовать с ещё живыми тогда долгожителями, несколько лет работал в архиве.
— Как построены очерки о сёлах и о храмах?
— Сначала энциклопедические сведения о селе, о храме, о памятниках архитектуры, имеющихся там. Потом — топонимика: названия улиц, переулков, лесов, полей, оврагов, логов, лощин, луговин.
Далее идёт перепечатка исторических документов. Из изданных — это сведения из уфимских губернских изданий второй половины XIX — первой половин XX столетий, в которых упоминаются конкретное село или храм. Из неизданных источников — это то, что найдено мною в архивах.
И затем помещается полевой материал — это записанные воспоминания самых старых жителей села. Как правило, я опрашиваю по каждому храму около десяти, бывает чуть больше, человек.
— После первой части книги о Белокатайском районе ожидать вторую?
— Да, во вторую часть книги о южной части Белокатайского района, которая в настоящий момент ещё пишется, войдут Ново-Белокатай, Старо-Белокатай, Соколки, Карантрав, Шакарла, Сосновское, Матвеево.
— На каком этапе сбор материала для других книг предполагаемого большого цикла?
— По другим районам материал в процессе сбора на разных этапах. В ближайшую субботу я отправлюсь в село Новобаскаково Кушнаренковского района. Там инициативная группа будет устанавливать святой крест на месте разрушенного храма во имя Иоанна Предтечи. Надеюсь, что удастся там поговорить с кем-нибудь из старожилов.
Читайте также
Последние новости