Село Апрелово было расположено среди дремучих лесов далеко от левого берега реки Уфимки при старинном Екатерининском тракте Бирск–Байки–Месягутово–Сатка–Златоуст. Относилось село прежде к Бирскому уезду Уфимской губернии, а погибало уже на территории Караидельского района. Географически это – Уфимское плато, огромное безлюдное малонаселённое лесное Зауфимье, тянущееся вплоть до старой уездной границы с Дуванской и Тастубинской волостями Златоустовского уезда. Село было расположено в длинном извивистом логу, стиснутом с севера и юга горами; через село бежала речушка Большая Бердяшка. Название Апрелово происходит от фамилии местных старожилов-первопоселенцев Апрелковых. В сентябре 1824 года через эту местность по тракту из Бирска в Златоуст проезжал российский император Александр I.
До построения своего храма жители Апрелова относилось к церкви соседнего села Абызова. Собственная деревянная церковь в Апрелове появилась в 1910-х годах. Названия церкви пока не разгадано, документов не сохранилось, одни старожилы называют её Никольской, другие Казанской. Расположилась церковь в северной части села, в 50-ти метрах к северу от Бирского тракта на пригорке.
Во «вторую волну» погромов в 1929-31 годах церковь была закрыта и разграблена. С 1930-х годов в церковном здании располагались зерносклад, сельский клуб, склад. В короткую послевоенную оттепель в Апрелово приезжал на требы священник из молитвенного дома села Байки.
Впрочем, предоставим слово самим жителям исчезнувшего села.
Вспоминают супруги Усковы — Виталий Григорьевич и Валентина Александровна:
«В Апрелове церковь стояла слева от дороги, напротив четырехклассной школы. Здесь 20 с лишним деревень училось. После закрытия церковь была клубом, зернохранилище делали, библиотека была в ней — изба-читальня. Когда церковь раскулачивали, колокола убрали, крестов уже не было. А купол был, она в хорошем состоянии сгорела, не развалины».
Вспоминает Владимир Фёдорович Петухов: «В Апрелове как поставили деревянную церковь, так она и стояла. Она небольшая была. Стояла примерно в 10 метрах от дороги, близко. Вид у неё церковный был, купол был наверху, ну креста уж не было. Когда совхоз был, там зерно держали. Потом кому-то понадобилось, кто-то её сжёг, костёр развёл…»
Говорит Раиса Андреевна Мусаева: «Я в Апрелове родилась, там была церковь, купола, колокола были. Церковь стояла на горке, слева от дороги. Закрыли её, сделали потом клуб, мы, ученики, из стеклозавода приезжали выступать с концертами, как артисты. В войну в апреловской церкви хранили зерно, склад там был. Церковь сожгли ночью, зимой. Все старые жители жалели церковь».
Ценными и развёрнутыми явились воспоминания старейшей 98-летней жительницы села Людмилы Фоминичны Антоновой, она 1922 года рождения.
«Дома в Апрелове располагались вдоль тракта. Был нижний конец села (со стороны стеклозавода), середина села (где были церковь и школа) и верхний конец (в направлении Каирово). В селе было около ста дворов, и оно тянулось на расстояние в три-четыре километра. Церковь в это время уже была, также была и школа. Церковь была деревянная, с одним большим куполом и малым куполом над колокольней, огороженная деревянным забором, на входе были кованые металлические ворота и две калитки.
На каждый праздник управляющий стеклозаводом привозил в подарок церкви икону и поздравлял прихожан с праздником. Поэтому в храме было много икон. Престольный праздник, который особенно отмечали, был в честь Николая Чудотворца, икона которого была на церкви. Впоследствии, после закрытия церкви, видела, что на иконе катался с горки Свининых Гришка, будущий коммунист и ответственный редактор газеты в районе, работник райкома КПСС. А его брат всё время сидел в тюрьме.
За алтарной частью церкви был похоронен дьякон Циркулинский. В 30-е годы ещё оставалась основание его памятника. Дочь дьякона Циркулинская после окончания гимназии работала школьным учителем в школе села Апрелово до гражданской войны, во время которой она уехала из села.
Запомнилось, как отмечали Крещение: на реке во льду вырубали крест, освящали воду и набирали освященную воду. Отмечали и другие праздники: Троицу, Рождество, Пасху».
В последние десятилетия (1960-70-е) здание церкви пустовало, жители Апрелова быстро разъезжались по уральским городам – село было объявлено «неперспективным». Но интересно то, что апреловцы, перевозя свои дома по соседним посёлкам, не тронули, не разобрали пустующей церкви. Она так и осталась после всех уехавших стоять на взгорке северной части теперь уже бывшего села.
Что же произошло дальше? А дальше случилась трагедия. По единодушным воспоминаниям старожилов, в одну из зим от 1975 до 1980 годов церковь была злодейски сожжена. Не стоит здесь заниматься конспирологией, выискивать ваххабитские или националистические причины. Нет, тогда было всё проще. Впрочем, предоставим слово старожилам.
Говорит Владимир Юсупов: «О том, что мужика, сжегшего апреловскую церковь, задрал медведь, я слышал от нескольких людей. Сначала мне это рассказывал мой отец, а потом эту историю я слышал от бывших апреловских и стеклозаводских жителей. Так вот, тот мужик был местный житель, простой сельский, как бы мы сейчас сказали, отморозок. Он сжёг апреловскую церковь просто из хулиганских побуждений. Это произошло в конце 1970-х годов. В то время село Апрелово уже исчезало, кто в стеклозавод перебрался работать, кто переехал. В моей детской памяти осталось, что когда мы с отцом туда ездили, а это было начало 1980-х, там уже церкви не было, просто голая гора. И вот, вскоре после того, как он церковь сжёг, пошли мужики в лес бригадой работать. А тот приотстал немного. И вдруг мужики услышали дикие крики, повернулись, и видят: прямо на глазах у них медведь рвёт того мужика. И они ничего уже не могли сделать из страха, хотя были с топорами».
«Мне отмщение и Аз воздам» — принято говорить в подобных случаях. Никто не собирался бить или убивать того человека за то, что он сжёг церковь. Никто не читал ему моралей, не подал на него в суд, все просто жили рядом с ним, но всё разрешилось само собою.
В начале июня 2019 года священник байкинской церкви отец Георгий, по благословению местного епископа, после тщательной подготовки и очистки церковного фундамента, установил поклонный крест на месте сожжённой святыни.
Села Апрелова не вернуть, бывшие жители и даже переселенцы не вернутся, но настоящая история пусть послужит уроком будущим поколениям.
Читайте также
Последние новости