В село Тюлюк Челябинской области каждую неделю прибывает огромное количество туристов — все они хотят подняться на священную гору Иремель. Как гласят предания, тот, кто поднимется на гору Иремель, год не болеет. Как говорят современные ученые, именно в этом месте соединяются потоки энергии из земли и из космоса, поэтому гармонизируется энергетика всех, кто попадает в это поле.
Помимо восхождения на Иремель многие включают в свою экскурсионную программу посещение «Музея Матрешки», который существует в Тюлюке уже четвертый год.
Его основал житель Челябинска, майор запаса Игорь Гузов.
— Раньше мы ездили в Тюлюк туристами, — рассказывает основатель музея. — Это место нам очень нравилось. А потом, когда родилась дочь Софья, у неё из-за челябинской экологии начались проблемы со здоровьем. Тогда мы купили в Тюлюке дом под дачу и жили здесь летом. Здоровье у ребёнка наладилось. И мы с женой приняли решение перебраться сюда совсем. Живём здесь уже седьмой год. Сейчас я работаю начальником местного почтового отделения.
— Как пришла мысль организовать музей?
— В селе было много вещей XVIII – XIX веков, которые представляли для меня исторический интерес. Но местные жители их в основном выбрасывали, если это дерево, или сдавали в металлолом, если это металл. Приезжали машины, которые забирали собранный металлолом. Я приезды этих машин отслеживал и выкупал всё, что мне было интересно.
В конце концов, старинных предметов быта набралось столько, что образовалась большая коллекция, и друзья посоветовали показывать её людям. И вот уже четвертый год мы работаем как музей.
— Какими экспонатами гордитесь?
— У меня есть единственная в селе ступа, в которой толкли крапиву, перед тем, как делать из неё нити. Есть катушки, на которые наматывали эти нити. Причем, мы не сразу выяснились назначение этого предмета. Многие говорили, что это маслобойки. Но впоследствии выяснилось, что это именно катушки для крапивных или конопляных нитей — вьюшки.
Есть целая коллекция старинных капканов — от самых больших, волчьих, до самых маленьких, которые ставились на норок. Волки возле Тюлюка и сейчас есть, каждую весну подходят к селу и подъедают собак, которые бегают без привязи.
Недавно мне принесли старинные охотничьи лыжи. Они подбиты камусом — кожей с ног лося. Когда лыжник двигается вперед, гладкая шерсть помогает движению. А назад за счет строения шерсти лыжи не проскальзывают.
Есть у нас и старинные табакорезки, и корытца для рубки овощей, и медные паяльники, которыми лудили и паяли вёдра, и ручные деревянные жернова, которыми мололи зерно на муку в домашних условиях. Есть ткацкий станок — кросно. Но поскольку мы уже столкнулись с нехваткой выставочных площадей, то он у нас стоит в запаснике.
— Кроме старинных вещей в музее есть и более современные?
— Кроме экспозиции, посвященной сельскому быту XVIII – XIX веков, в нашем музее есть экспозиция «Привет, XX век». Она посвящена быту времен Советского Союза. Там выставлены типичные предметы, которые окружали советских людей.
Посетители возрастом за 40-50 лет, попадающие к нам, как будто окунаются в свое детство. Радиоприемники, проигрыватели, школьные учебники — всё это ещё свежо у них в памяти. Как рассказывают сами посетители, стеклянная молочная тара в авоське вызывает воспоминания о том, что пол-литровая бутылка молока в СССР стоила 26 копеек, сливок — 51 копейку и крышка у бутылки была золотистая с двумя серебряными полосками. А на кефире была зеленая крышечка, а на ряженке — розовая. И бутылки можно было сдавать обратно в магазин.
— А теперь давайте перейдем к матрёшке, название которой носит ваш музей.
— Третья часть нашего музея посвящена непосредственно русской матрёшке.
Это старинная русская игрушка, у которой много смыслов. Самый традиционный, известный всем — матрёшка символизирует плодородие, большую семью. Кроме того, наши предки знали, что мы у нас есть не только физическое тело, но и другие — эфирное, астральное, ментальное и так далее. Поэтому матрёшка и состоит из нескольких, вкладывающихся друг в друга оболочек.
Нам было интересно — как развивалась история матрёшки на протяжении последних веков. И выяснили, что, например, известный меценат Савва Мамонтов, внесший огромный вклад в сохранение русской культуры, организовал мануфактуры, на которых воссоздавал народные промыслы. В том числе на мамонтовских мануфактурах изготавливали матрёшку. В 1900 году в Париже проходила Всемирная выставка, посвященная новому веку. И Савва Мамонтов с женой повезли туда много разных разностей, в том числе и матрёшку, которая получила по результатам выставки одну из главных наград и всемирную известность. Сейчас матрёшка — туристический символ России.
Другие страны тоже используют матрёшку. Турки фасуют чай в коробочки в виде матрёшки. Итальянская косметическая компания сделала в форме матрёшки косметический набор. Известная американская кофейня изготовила в форме матрёшки термокружку. Французская компания — дамский клатч.
Есть в нашей экспозиции матрёшки в виде наших политических деятелей — от Ленина до Горбачева, есть царская семья — Николай II с супругой и их дети. Есть музыкальная матрешка — самая старинная, самая ценная в нашей коллекции, ей более 200 лет, она сделана в виде Ваньки-встаньки.
Когда мы занялись матрёшками, мы стали изучать виды их росписи. В России их более сотни. Изучив и обобщив всё это, мы создали собственный бренд — иремельская матрёшка. Она очень проста и лаконична, символизирует красоту и суровость уральских гор. На неокрашенном дереве мы наносим рисунок черной краской. В наборе делаем по три матрёшки и по пять. Изготавливаем сувениры в форме брелоков, магнитиков, свистулек, погремушек.
— Много ли людей посещают ваш музей?
— С момента основания было примерно тысячи полторы.
Приезжали к нам из Америки, Германии, Арабских Эмиратов, Израиля, Эстонии, Венгрии, Узбекистана, Китая. Даже с острова Мальта был гость.
— Из Уфы, Башкирии часто бывают люди?
— Да, Иремель и Тюлюк очень известны в Башкирии. И около 80 процентов посетителей нашего музея, соответственно из Башкирии, в частности из Уфы. А всего у нас отметились люди из 120 городов России.
Читайте также
Последние новости