Завершился очередной этап экспедиции Российского географического общества «Эхо Русской Америки» по следам русских первопроходцев на территории американского штата Аляска.Вот что рассказывает руководитель экспедиции Герой России Михаил Малахов: «В нынешнем году исполнилось 150 лет перехода Аляски под юрисдикцию США. Но во время многочисленных встреч с местными жителями мы еще раз убедились, что добрая память о русском периоде в истории Аляски, о тех заслугах, которые принадлежат русским первопроходцам в освоении этого края, сохранилась у нынешних обитателей штата».
Еще одним свидетельством тому стала церемония, в которой довелось принять участие 19 июля, в самом начале экспедиции. С нашим коллегой – краеведом Тимом Троллом и группой местных жителей из Диллингема мы отправились на другую сторону залива Нушагак, туда, где когда-то стоял Ново-Александровский редут. Это русское укрепление появилось во многом благодаря известному организатору освоения Аляски Федору Колмакову. В память о нем после смерти в 1840 году колонисты и местные жители установили большой деревянный столб, увенчанный шаром с православным крестом наверху. Мемориальный знак просуществовал несколько десятилетий, до наших дней сохранились его фотографии. По этим старым снимкам Тим Тролл сделал точную копию, которую мы и установили примерно в том же месте, где стоял первый памятник Колмакову.
Каким путем передвигались в те давние годы россияне по огромной территории Русской Америки? Какие волоки между бассейнами рек использовали?
- Ответы на вопросы, которые мы ищем начиная с 2010-го, помогут лучше понять, уточнить историю колонизации этих мест. Экспедицией нынешнего года мы завершили обследование основных возможных маршрутов, которые могли использоваться русскими «колумбами» для сообщения между морским побережьем и «глубинкой» полуострова. Наша группа попыталась пройти на байдарках по наиболее короткому пути от реки Нушагак к реке Кускоквим, где располагалась в старину первая российская постоянная база во внутренних районах Аляски – Колмаковский редут. Сюда местные жители приносили товары (в основном, меха), потом россияне при помощи индейцев и эскимосов доставляли их на побережье, откуда кораблями это богатство везли в «основную» Россию.
фото: m-malakhov.com
Однако кратчайший путь оказался и самым трудным. Например, река Агуливак, соединяющая озера Алекнагик и Нерка, показала свой норов: порожистая, быстрая. Мы вынуждены были семь километров тащить байдарки на веревке, переходя с берега на берег и перетаскивая их на руках через пороги. Это заняло более семи часов... А на озере Нуякук нас подстерегали сильный встречный ветер и высокие волны, поэтому пришлось дожидаться ночи, когда порывы слегка успокаиваются, и грести на байдарках в темноте.
Серьезные проблемы возникли с преодолением перевала Орлиный. Неизвестно даже, когда и кто его до нас преодолевал в последний раз. Перепад высот здесь – около 200 метров Подниматься к перевальной точке пришлось по ручью более 20 километров в очень трудных условиях: глубокий каньон с вертикальными стенами, скользкие большие валуны, стремительное течение, а еще – непролазные заросли кустов. На преодоление этого участка пришлось потратить 6 дней. Двигались «челноком» – отрезками по 200-300 метров, перетаскивая на себе тяжелые рюкзаки и байдарки. Причем каждое такое плечо пришлось проходить трижды: за один раз перетащить весь груз не получалось, так что, после первой ходки возвращались за второй половиной поклажи. Скорость продвижения по маршруту в столь трудных условиях – не более полукилометра в час.
фото: m-malakhov.com
А на ручье, который течет с перевала вниз к притоку Кускоквима реке Аниак, исследователям преподнесли неприятный подарок бобры. Они понастроили в этих местах множество плотин, которые значительно подняли уровень воды, и нам иногда приходилось плыть буквально сквозь затопленные лесные заросли, перетаскивая вдобавок раз за разом груженые байдарки через бобровые плотины! После таких «удовольствий» сама река Аниак показалась поначалу куда более простой водной дорогой. Однако этот мощный поток таил серьезные опасности. На быстринах случилось несколько переворотов байдарок, в результате чего утонула часть снаряжения, а течением унесло два весла. От ударов о камни наши суденышки неоднократно получали повреждения, и их приходилось чинить.
Однако, несмотря на все эти трудности, экспедиция дала отличные результаты. По словам собеседника, «мы на собственном опыте убедились, что волок через Орлиный перевал вряд ли мог быть использован русскими колонистами для доставки грузов, почты из внутренних районов Аляски в Бристольский залив, где тогда стояла крепость Ново-Александровская. Таким образом давняя эпопея с освоением Аляски русскими первопроходцами становится понятнее не только для нас – участников экспедиции, но и для всех россиян и американцев, которые интересуются нашей совместной историей».
Читайте также
Последние новости