— Привет! Не узнала? Мы учились вместе, — окликнула меня тучная женщина в возрасте хорошо за 50.
— Она старше меня лет на 15! Как мы могли с ней учиться вместе? Ошиблась, наверное, — промелькнуло в голове. Собралась отойти от странной попутчицы, но, ещё раз взглянув ей в глаза, обомлела.
— Что с тобой? — вырвалось у меня бестактное.
— Не смущайся. Знаю: выгляжу, как старуха. Десять лет наркомана спасала, — горько усмехнулась женщина. И, предвосхищая расспросы, поведала.
— Влюбилась в него ещё в начальной школе. Отличник, красавец, настоящий рыцарь, который сызмальства вёл себя с женским полом очень галантно. Конечно, при таких данных у него всегда был шлейф поклонниц. Я, невзрачная девочка, стояла в этой очереди в самом конце вплоть до выпускного.
И продолжала «сохнуть» по нему последующие несколько лет. Когда увидела его на встрече выпускников, обомлела: стал ещё ослепительней. Меня не насторожило, что другие одноклассницы его сторонились. Позже выяснилось: они уже знали, что парень ещё в школе покуривал траву, а теперь подсел на тяжёлые наркотики. Не насторожило и то, что в тот же вечер он увязался меня провожать, хотя прежде и внимания не обращал, в ту же ночь признался в безумной любви... Ловушка захлопнулась.
Потом была свадьба, его долги всем и вся, которые выплачивала я, вынесенные из дома вещи, побои и... диагноз ВИЧ. И тогда не бросила его. Считала, что не вправе предавать его. Ведь родители его уже покинули: отец уехал в другой регион, мать умерла, не выдержав переживаний. Муж сам меня бросил: тоже умер. Мне за сорок. У меня нет толковой профессии, я не родила ребёнка, у меня нет подруг...
В процессе исповеди знакомой у меня возникло ощущение дежавю. Такая знакомая канва жизни: муж — наркоман, алкоголик, игроман, жена — терпеливо борется за супруга. И во всех известных мне случаях дамы проиграли эту борьбу. Ведь они одни, а на той стороне двое — супруг и губительная страсть.
Мужчины держали женщин на крючке обещаний «я брошу, ты меня только поддержи», потому что им нужен был источник питания — финансовый, эмоциональный, физический. А отказываться от вредного пристрастия они и не собирались: их-то жизнь такая устраивала. На моей памяти только один наркоман взялся за ум, оставшись без жены, матери и поддержки других родных. Уехал в глухую деревню, уже семь лет ухаживает за скотиной на подворье одного из сельчан. В остальных случаях чудес не было.
От героизма женщин возникают двойственные чувства. С одной стороны, «и в горе, и в радости...». С другой — зачем жить с человеком, для которого твоя ценность около нуля? Ладно, сама выбрала страдания. А дети зачем должны страдать, наблюдая за этим дурным спектаклем? Им мама нужна больше, чем мужу. Но женщина предпочитает быть матерью супругу.
В связи с этим хочется молодым людям, которые собираются пожениться, подать идею: прежде, чем идти за штампом в паспорт, убедитесь, что вторая половина не наркоманит, не пьёт, не играет в казино. И что эти пристрастия не комбинируются друг с другом. Не стоит переоценивать свои силы. Так же, как и недооценивать опасность появления в вашей жизни наркомана.
Хотя Башкирия находится только на 50-м месте в рейтинге степени наркотизации населения в разных регионах, число людей с этой пагубной привычкой изрядное. Так, лидером по количеству наркоконтингента является город Октябрьский. Здесь на каждые 100 тысяч населения приходится 486,7 человека с зависимостью. Это только выявленные. Но эти цифры сами по себе ни о чём не говорят: вполне возможно, что в Октябрьском очень хорошо работают над постановкой на учёт наркоманов, а в маленьких районах информация завуалирована. Но повод задуматься дают. В том числе и о том, что ты будешь делать, если близкого начнёт затягивать этот омут? Бороться и до какой стадии? Сразу бежать? Потому что, когда ты уже начнёшь вариться в этом котле, адекватное решение вряд ли сможешь принять.
Читайте также
Последние новости