Первой проверкой для запущенного недавно «трёхстороннего консультационного процесса» в Сирии станет успешный созыв шестого раунда переговоров Конституционного комитета накануне священного месяца Рамадан в середине апреля. Старт новому процессу дала в четверг Россия с Турцией и Катаром, но без Ирана.
Позиция США
Для Байдена Сирия явно не входит в число приоритетов. Его администрация сейчас пересматривает американскую политику по отношению к этой стране, а координатором Белого дома по Ближнему Востоку и Северной Африке назначен Бретт Макгерк. Всё указывает на то, что Вашингтон будет стремиться к тому, чтобы его войска оставались на северо-востоке Сирии. Их нахождение там не станет жертвой какого-нибудь внезапного твита Байдена, как это случалось при его предшественнике.
США продолжат выражать некую «высокоморальную» позицию по отношению к сирийскому кризису, но не будут считать себя обязанными предпринимать какие-то значимые шаги на местах, поскольку не хотят действовать как мировой полицейский. Вашингтон вернётся к своим прямым интересам, которые заключаются в борьбе с ИГИЛ, и ограничится оказанием политической поддержки в реализации резолюции 2254 Совбеза ООН, поддерживая оказание гуманитарной помощи, а также выступая с заявлениями об ответственности за преступления.
Признаки того, что США отступают, стали очевидны, когда госсекретарь Энтони Блинкен отменил телеобращение перед участниками конференции стран-спонсоров в Брюсселе, назначенной на 30 марта. Его там не будет. США будет представлять американский посол. А Блинкен вместо этого будет присутствовать на конференции международной коалиции по борьбе с ИГИЛ, которая назначена на то же время, что и мероприятие в Брюсселе.
Чёткие приоритеты
Более того, американские организации изучают влияние Закона Цезаря (закон США о защите гражданского населения от 2019 г.) на борьбу с пандемией коронавируса и на гуманитарную ситуацию. Это не означает, что санкции будут отменены, поскольку ряд американских конгрессменов продолжает настаивать на карательных мерах против режима.
В воскресенье США согласились выпустить совместное с Британией, Германией и Францией заявление, излагающее политическую позицию по ситуации в Сирии к десятой годовщине начала кризиса. С подобным заявлением выступит и ЕС. Среди основных моментов – требование, чтобы предстоящие президентские выборы проводились на основе резолюции 2254. Невыполнение этого требования будет препятствовать восстановлению отношений с Дамаском. Отмечается также, что проблемы, вызвавшие кризис, остаются неразрешёнными.
Российское наступление
На фоне такой картины, а также растущей напряжённости между Вашингтоном и Москвой, Россия решила обратиться к арабским странам в новой попытке убедить их нормализовать отношения с Дамаском и восстановить его членство в Лиге Арабских государств, а также принять участие в восстановлении и оказанию гуманитарной помощи Сирии.
Некоторые из этих стран убеждены, что причины, приведшие к приостановке членства Сирии в ЛАГ, никуда не делись, и требуют политического решения, приемлемого для всех сторон. Они уверены, что ополчения религиозной направленности препятствуют этому решению и должны быть выведены из страны. Другие страны уверены, что Закон Цезаря препятствует нормализации связей.
Выступая вместе со своим катарским коллегой Шейхом Мохаммедом бен Абдулрахманом аль-Тани, С.Лавров заявил, что он приветствует выработку коллективной позиции арабских стран о необходимости вернуть Сирию в ЛАГ.
«Я убеждён, что такое единое решение сыграет главную роль в установлении стабильности во всём этом обширном регионе», — добавил он.
Очевидно, эта объединённая позиция ещё не выработана.
Есть соблазн сравнить новый консультационный процесс с участием России, Турции и Катара с Астанинским процессом, начатого Россией, Турцией и Ираном в мае 2017 г. Однако последний был сосредоточен на военном аспекте конфликта, прежде чем перейти к проведению конференции национального диалога в Сочи в начале 2018 г. Затем в начале 2021 г. речь пошла о конституционном процессе.
Лавров сказал, что три страны не стремятся заменить Астанинский процесс.
Новый Трёхсторонний процесс сосредоточен непосредственно на гуманитарном и конституционном аспектах кризиса и косвенно затрагивает политические и военные проблемы, такие как конфронтация с курдами, союзниками Вашингтона.
Соглашение, закреплённое на бумаге
Заявление, прозвучавшее на встрече в четверг, очень похоже на заявления Астанинской группы, особенно в отношении конституционного процесса.
Россия, Турция и Катар подчеркивают «необходимость бороться с терроризмом во всех его проявлениях и противодействовать всем сепаратистским программам». Тут имеются в виду поддерживаемые США Сирийские демократические силы Курдистана. Заявление серьёзное, учитывая, что присутствие американских войск в контролируемых курдами районах к востоку от Евфрата при администрации Байдена сохранится. Назначение Макгирка, которого Турция считает симпатизирующим курдам, только укрепляет эту позицию и ведёт к дальнейшим разногласиям между Вашингтоном, с одной стороны, и Москвой, Анкарой и Дамаском – с другой.
Участники встречи подчеркнули также необходимость увеличить гуманитарную помощь всем живущим в Сирии и по всей её территории. Анкара интерпретирует подобное заявление как предвестник продления Россией резолюции о трансграничных поставках гуманитарной помощи, срок которой истекает в середине июля. Для Москвы такое заявление означает открытие пути к возможному участию Катара и Турции в восстановлении Сирии, несмотря на противодействие со стороны ЕС и США.
Участники встречи подчеркнули значительную роль, которую сыграл Конституционный комитет, который, как надеются Москва, Анкара и Доха, соберётся до начала месяца Рамадан. В среду глава поддерживаемой правительством делегации в комитете, Ахмед Аль-Кузбари, передал главе делегации от оппозиции, Хади Аль-Бахре предложения по механизму разработки проекта конституции. В четверг Бахра представил встречные предложения посланнику ООН Гейру Педерсену, который, в свою очередь, передаст их Кузбари.
Проверка заключается в том, удастся ли достичь желаемого Педерсеном письменного соглашения по механизму разработки проекта конституции, а также удастся ли провести новый раунд переговоров комитета в течение нескольких недель. В Москве на это надеются, но в ближайшие дни предстоит узнать позицию Ирана после того, как его не пригласили на встречу в Дохе. О своей позиции пока не заявил и Дамаск.
Участники нового процесса намерены провести следующую встречу в Турции, а затем в России.
Читайте также
Последние новости