Эксперты по информационной безопасности и пропаганде говорят, что основное внимание на выборах в США 3 ноября должно быть сосредоточено не только на внешних субъектах, но и на тех, кто распространяет дезинформацию внутри страны, а также на том, как деструктивные силы извлекают выгоду из нестабильности.
Для американского политолога Дженнифер Хант одним из самых болезненных последствий последних четырех лет стала потеря друзей и родных из-за политических разногласий. «Я никогда не чувствовала себя настолько оторванной от людей, которых считала очень близкими. Даже в моей семье есть люди, с которыми я, вероятно, никогда больше не заговорю», – рассказывает она. При этом доктор Хант, эксперт по национальной безопасности США, говорит, что она отнюдь не одинока. По ее словам, «большинство людей в Соединенных Штатах потеряли друзей или родных из-за политической вражды, политических проблем и решений, которые они воспринимают очень лично».
ФБР в среду предупредило о том, что Россия (в который раз) и Иран пытаются вмешаться в выборы. Однако, хотя зарубежные деструктивные силы могут посеять хаос, имеются также призывы сосредоточить внимание на информации, распространяемой внутренними источниками, и на том, как иностранные недоброжелатели используют это в своих интересах.
Учитывая беспрецедентную степень раскола в обществе, процветающий рынок теорий заговора и огромную массу избирателей, цинично относящихся к демократической системе в целом, Соединенные Штаты, похоже, созрели для «захвата». Майкл Хейден, репортер-расследователь Южного центра правовой защиты бедноты, говорит, что хотя иностранные субъекты действительно представляют серьезную угрозу, Соединенные Штаты сами производят больше дезинформации, чем «почти любая страна, которую только можно себе вообразить».
Хейден цитирует крайне правые американские источники, включая Breitbart News, консервативный канадский сайт Post Millennial и американские кабельные сети, такие как Fox News, которые, по его словам, в сущности, распространяют дезинформацию, то есть информацию, предназначенную для введения в заблуждение. «Если даже это не так, то их непристойные сенсационные истории вызывают у людей ненависть и гнев. – говорит он. – Если деструктивные силы, будь то иностранные или внутренние, захотят поджечь спичку, бензин уже наготове».
Недавнее исследование Гарвардского университета показало, что за ложным нарративом о широком распространении «почтового мошенничества с голосами избирателей» не стоит ни дезинформация в социальных сетях, ни операции России. Это сделали мейнстрим-медиа в попытке «сбалансировать» освещение событий.
Еще одна причина, по которой иностранным деструктивным силам не нужно делать больших усилий, чтобы распространять дезинформацию, заключается в том, что, как говорят эксперты, главный человек в Белом доме уже делает это за них. Гарвардское исследование показало, что президент США Дональд Трамп и другие публичные фигуры являются ключевыми действующими лицами в разжигании кампании дезинформации, в частности, по вопросу о голосовании по почте.
Другое исследование, проведенное учеными Корнельского университета, также показало, что Трамп был самым большим в мире источником дезинформации по поводу COVID-19 во время пандемии. «На самом деле, нем не нужно никакое иностранное вмешательство, чтобы эти нарративы, разрушающие психику людей, продолжались и набирали силу, если они популяризируются государственными чиновниками», – говорит доктор Хант.
Масла в огонь подливает и рост таких движений как QAnon, распространяющих безосновательную теорию заговора, согласно которой Трамп был избран для борьбы с глобальной кликой хищников-педофилов. Несколько жертв подобных теорий говорят о том, как движение разделяет семьи и друзей, раскалывает общины. «Я все больше склоняюсь к тому, что воздействие QAnon достаточно распространено, чтобы представлять существенную проблему не только для выборов, но и в целом для ситуации в обществе», – говорит Хантер.
«России нет никакой нужды вторгаться в нашу страну и делать все это, – говорит Хейден. – Я вовсе не хочу сказать, что русские ни при чем — эта страна производит много дезинформации и пропаганды уже давно. И это делает нас очень уязвимыми для тех, кто хочет манипулировать нами в том или ином направлении».
Впрочем, то, что внутренние операции по оказанию влияния более активны на этих выборах, вовсе не означает, что иностранные деструктивные силы исчезли. Брет Шейфер, который отслеживает зарубежные дезинформационные кампании для Альянса защиты демократии, утверждает, что потенциал иностранного вмешательства не следует сбрасывать со счетов. «Две вещи могут быть правдой одновременно: Америка несет ответственность за собственные проблемы, а Кремль несет ответственность за то, что использует это в своих интересах», – заявил Шейфер в интервью SBS News.
«Я рассматриваю российскую популяризацию контента, вносящего раскол в общество, как своего рода «стартовый» наркотик: они привлекают последователей, вбрасывая нарративы, призванные вызвать резонанс у целевой аудиториеи, а затем используют эту платформу, чтобы попытаться сформировать общественное мнение по целому ряду вопросов, или по крайней мере манипулировать этим мнением», – добавил он. – Распространение фальшивых новостей и дезинформации, манипулирование либеральными и консервативными избирателями, а также попытки снизить явку – это их испытанная тактика. Но в последние годы эти методы эволюционировали».
Читайте также
Последние новости