Задолго до того, как Дональд Трамп стал президентом, отношения между США и Россией уже стремительно неслись по нисходящей спирали, особенно после украинского кризиса 2014 года, который привел к введению санкций в отношении России. Доклад американских разведслужб о предполагаемых попытках Москвы вмешаться в президентские выборы 2016 года резко усугубил ситуацию, и с тех пор враждебность стала неизменным фоном американо-российских отношений. Она во многом определяла политическую повестку дня, а также препятствовала любым попыткам наладить конструктивное сотрудничество.
Несмотря на бахвальство Трампа, заявившего о возникновении «прекрасных отношений» с российским коллегой, правящие круги Америки, причем по обе стороны политического спектра, вполне разделяют воинственные антироссийские настроения. Меры, предпринятые Конгрессом, которые придали санкциям силу закона, сделали невозможным любое ослабление напряженности в краткосрочной перспективе.
Комбинация последствий этих действий Конгресса и непоследовательной политики администрации Дональда Трампа создала ситуацию, невиданную в отношениях между Соединенными Штатами и Россией со времен распада Советского Союза. Разрушение системы регулярных дипломатических усилий привело к полному пренебрежению проблемами критической важности, связанными со стратегической стабильностью и контролем над вооружениями. В частности, срок действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-III истекает в феврале 2021 года, а четкого плана относительно его пролонгации до сих пор нет.
Американские санкции, призванные заставить Россию изменить свое поведение на мировой арене, не привели к желаемому эффекту. Напротив, они еще больше подтолкнули Москву в объятия Пекина в период нарастания американо-китайской напряженности, усилив позиции обеих стран, которые Вашингтон назвал своими стратегическими соперниками.
Впрочем, о России также нельзя сказать, что она пыталась восстановить нормальные отношения. Помимо украинского кризиса, многочисленные проблемы осложнили попытки сторонников диалога лоббировать более теплые отношения с Москвой: катастрофа малайзийского лайнера MH 17, вмешательство России в выборы 2016 года, отравление Скрипалей в Великобритании в 2018 году и недавнее отравление оппозиционера Алексея Навального.
Тем не менее, эти же кризисы настоятельно требуют, чтобы диалог занял центральное место в двусторонних отношениях. Необходимо установить четкие правила конкуренции и определить сферы, представляющие взаимный интерес для сотрудничества. С момента прихода Трампа на президентский пост между ним и российским лидером Владимиром Путиным произошел лишь один полноценный саммит в 2018 году, что является резким отступлением от традиций. Сложившаяся за годы холодной войны традиция реалистичного, прагматичного поведения, призванного любой ценой избежать опасной эскалации между двумя крупнейшими ядерными державами планеты, полностью развалилась за последние четыре года.
Действительно, к настоящему моменту сложилась совершенно беспрецедентная ситуация, когда две страны втянуты в бесконечный цикл санкций и контрсанкций, выдворений и ответных выдворений дипломатов, причем ни одна из сторон не предпринимает никаких явных попыток разобрать завал взаимных обид.
Между тем, Россия остается непоколебимой в своем стремлении сохранить сферу влияния в ближнем зарубежье. Она категорически не готова смириться с гегемонией Соединенных Штатов и их односторонним подходом, а также расширением НАТО и чередой цветных революций в форме массовых протестов, ведущих к смене режимов в странах постсоветского пространства, при полном отсутствии перспективы каких-либо уступок.
Развал американской политики в отношении России произошел как из-за избрания Трампа президентом США, так и из-за обстоятельств, связанных с предвыборной кампанией 2016 года, которые привели к резкому ухудшению и без того весьма напряженных отношений. Однако, факторы, которые привели Москву и Вашингтон к нынешнему плачевному состоянию двусторонних отношений – это не просто результат одного избирательного цикла. Нынешняя конфронтация носит, судя по всему, системный характер.
Опыт трех десятилетий после окончания холодной войны свидетельствует о фундаментальном расхождении позиций между Соединенными Штатами и Россией относительно будущего мирового порядка и роли каждой из двух держав в международной системе, а также их собственных геополитических интересов.
Читайте также
Последние новости