Несмотря на Интернет, глобализацию и социальные сети, кенийцы стали более сосредоточены на внутренней обстановке в стране. Они слишком увлечены вопросами семьи, местными, национальными и личными проблемами. Эта сосредоточенность проявляется в онлайн-дискуссиях и на улицах. Мы поглощены социологическими и психологическими проблемами, которые лишь еще больше раскаляют наши эмоции. Китайский юноша, обвиненный в расистских высказываниях, привлекает больше внимания, чем экспоненциальный рост научных патентов в Китае. Мы переживаем о том, кто с кем разводится или кто с кем встречается, даже о выборе имени для ребенка.
Если речь не идет о нашем долге Китаю, мы абсолютно не интересуемся глобальными вопросами. Одно событие мирового значения произошло на этой неделе. Речь идет о саммите между Китаем и Россией, ведущими державами на Востоке. Президенты двух стран встретились во время военных учений, которые стали идеальным музыкальным фоном для их дискуссии. Телевидение показало момент, когда они вместе пекли блины во Владивостоке.
Мы могли бы этого даже не заметить, слишком увлеченные собственными проблемами, начиная с борьбы вокруг лесного массива Мау-Форест и заканчивая спекуляциями по поводу очередных арестов в связи с коррупцией. Некоторых волнует, что они будут есть, или смогут ли они осилить аренду жилья в конце месяца. Но то, что происходит далеко от нас или за пределами нашего внимания, тем не менее, отражается на нас.
Геополитические и экономические центры силы смещаются на восток. Я думаю, мы поймем это в свое время. Недавний саммит мог бы быть самым ярким индикатором этого смещения. После санкций со стороны Запада, Россия повернулась лицом к Востоку. А почему бы и нет? Россия меньше, чем Китай, в экономическом отношении, и ее население сокращается.
Две страны являются соседями и имеют общее идеологическое прошлое – коммунизм. После окончания холодной войны Россия быстро перешла на западный капиталистический путь развития, и многие западные советники играли там большую роль. Быстрый переход к капитализму привел к росту коррупции. Китай был более осторожен и достиг гораздо лучших результатов. Мало кто готов признать, что китайская модель сработала, и мы все это чувствуем.
Когда бывший Советский Союз распался в начале девяностых годов, ни одна из 15 советских республик не взяла на себя функции лидера. Россия была самой большой из республик, но она не могла сравниться с Китаем, который быстро развивался.
Объявление о том, что эти две страны будут использовать во взаимных расчетах национальные валюты, можно интерпретировать как сигнал о сокращении использования доллара в качестве резервной валюты. Однако, это еще не все. Торговля между Россией и Китаем стремительно растет. Они имеют общую границу, на которой царит спокойствие. У русских и китайцев нет истории войн или колонизации друг друга. Их углубляющееся единство приводит в бешенство Запад, то есть Европу и Соединенные Штаты, которые часто занимают единую позицию по большинству глобальных вопросов.
Не следует забывать и о том, что Китай и Россия являются ядерными державами. Вот почему российские учения с участием Китая – вовсе не безобидные развлечения. Прочные дипломатические и политические связи между ними создают противовес влиянию Запада.
Запад не возмущался бы так громко, если бы они сами не толкнули Россию в объятия Китая своими санкциями. Недавние тарифы против китайского импорта со стороны США означают, что две дальневосточные страны имеют общий источник неприятностей. Нередко случается так, что мы обретаем друзей, будучи в беде. Вспомните, как у вас появился лучший друг, или ваша жена. Вероятно, в невзгодах. Рост доверия между странами нередко происходит благодаря неожиданным обстоятельствам, как это произошло в Сирии, где гражданская война уже практически закончилась победой пророссийской стороны.
А как насчет нас? Нам следует просто наблюдать за происходящим? А не случится ли так, что Китай перенаправит ресурсы, которые сейчас идут в Африку, на Россию, у которой богатые запасы природных ресурсов, да и географически она ближе?
Может ли китайская инициатива «Один пояс, один путь» превратиться в еще один путь в Россию? Или их альянс означает, что Россия присоединится к Китаю в Африке, где она пока практически отсутствует? Когда последняя партия кенийцев отправилась на учебу в Россию? Ведь это здорово – поехать туда, не так ли? Справедливо ли предположение о том, что две эти страны создадут экономический блок, который будет быстро расти и потянет за собой остальные страны? Следует ли нам ожидать возникновения нового локомотива мировой экономики? Может быть, пришла пора обратить более пристальное внимание на восток и немного на северо-восток. Возможно, нам стоит расширить свое восприятие мира?
Глобальное потепление, если его не остановить, разморозит большую часть северной России и приведет к таянию льдов в Северном Ледовитом океане, что позволит судам ходить в Западную Европу по Северному морскому пути вместо Индийского океана. Это будет означать сокращения объемов судоходства в Индийском океане, который омывает Африку, и уменьшение экономических возможностей. Кажется, наше увлечение Востоком началось не с трех мудрецов из Библии, а только еще начинается. Так будем готовиться, или проснемся однажды, когда уже станет безнадежно поздно?
Читайте также
Последние новости